17.02.2024
137 просмотров

«Судьба резuденmа» — шuкарная Пьеха, подлый Кока u новые прuключенuя Тульева

В Советском Союзе, точнее – в советском искусстве (литературе, кино, фельетонах) бытовала своеобразная иерархия профессий… Нет, даже и не иерархия – разделение на «хороших» и «дурных».

Допустим, в остросюжетных историях мелькали жуликоватые продавцы и снабженцы, растленные манекенщицы, а ещё – скользкие официанты, как-то изначально склонные к тому, чтобы содействовать преступлениям.

Афиша фильма «Судьба резидента» (1970). Кинопоиск.ру.

Афиша фильма «Судьба резидента» (1970).

Да, не любили маникюрш и модельеров, дантистов и ювелиров. Безусловно, далеко не все представители этих профессий обязательно рисовались чёрными красками и возникали в антиобщественных образах.

Но …сие бывало гораздо чаще, нежели показ «плохого» инженера или рабочего. Сюда же, к плохим, в принципе, можно отнести адвокатов. Опять же – не всех, не всегда, не во всех кинокартинах. Но – бывало.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970). Скриншот.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970).

Почему адвокат, как маска и — персона, казался сомнительным для авторов? А он по роду деятельности защищал тех, кого осуждало государство, а если шире – всё общество.

Если можешь увидеть в убийце или расхитителе – человека, то …увы-увы. Во второй части саги о Резиденте одним из центральных персонажей является юрист Николай Николаевич Казин по прозвищу Кока (Ростислав Плятт).

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970). Скриншот.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970).

Итак, продолжение разговора, начатое «Ошибкой резидента» (1968). Всего два года прошло, но это уже совсем другая эпоха, точно поменялись декорации, а вместе с ними — смыслы. И возник другой киноязык.

«Ошибка…» — это атмосферное полотно, где главное – ощущения – ветер, звуки, взгляды, тогда как «Судьба резидента» (1970) – уже всё внимание на деталях и сюжете.

Афиши фильма «Судьба резидента» (1970). Кинопоиск.ру.

Афиши фильма «Судьба резидента» (1970).

Надо сказать, что «Судьба…», как произведение – чуть слабее, тогда как фабула её – гораздо интереснее первой части. Но вернёмся к юристу Казину, чью адвокатскую деятельность мы так и не увидим.

…Только пособническую да ту, что связана с валютой, оборот которой был запрещён в СССР. Просто надо было как-то его обозначить – не математиком же его делать!

Афиша фильма «Судьба резидента» (1970). Кинопоиск.ру.

Афиша фильма «Судьба резидента» (1970).

А для какого-нибудь товароведа в колбасном отделе он чересчур импозантен, остроумен, знающ. Адвокат – это лоск. Тот Кока умеет подкатывать к юным да модным девицам (Эва Киви и Жанна Болотова, одетые, как мамзели из города Парижа).

У Коки – великолепная квартира, наполненная антиквариатом — в конечном итоге нам сообщают, что Казин в годы войны скупал у голодных, умиравших ленинградцев их картины, сервизы и сокровища.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970). Скриншот.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970).

Этот мотив будет затем использован в «Подпаске с огурцом» (1978). Кока — эстет, жуир, бонвиван. И — редкостный подонок с гнилым нутром. Служит врагу, но постоянно боится. Пытается соскочить. Но из таких игр выходят лишь мёртвые.

Другой примечательный герой киноленты – перспективный, молодой физик Володя Борков, немного пижон и слегка авантюрист, попадает в неприятную ситуацию.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970). Скриншот.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970).

Мало того, что намудрил с валютой, ещё и завёл заграничный роман (о, нет, интрижку) с некоей Жозефиной Клэр. Её сыграла изумительно-стильная Эдита Пьеха, умеющая говорить по-французски, как мало кто.

И эта Жози, дышащая духами & туманами оказывается подставной фигуркой в сложной игре, где Борков с его наработками в закрытом НИИ – цель иностранных разведок.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970). Скриншот.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970).

Конечно же, приличный парень, тот физик во всём раскаивается – комитетчики ему верят. Оступился. Бывает. Мораль – пижона, красавчика, болтуна и хвастуна поймать легче лёгкого. На таких не нужна ловкая наживка.

Достаточно изысканно-томной женщины и подслушивающего устройства. Параллельно с этим развивается линия Синицына и Тульева. Если в первой части их тема – генеральная, то здесь, скорее, фоновая.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970). Скриншот.

Кадр из фильма «Судьба резидента» (1970).

Разведчика Тульева привозят в Ленинград, где он видит свой дом, точнее – дом предков. Прекрасно сыграны все чувства – от печали до гордости. А ведь, если бы не социальные потрясения… он, Миша Тульев, граф, мог бы тут жить.

Но всё изменилось, а жизнь расставила все точки над i. Всех гадов отметили, а Тульев… Его ждали новые приключения в роли двойного, точнее – перевербованного агента. И потому — продолжение — следует.


Оставь комментарий

Рекомендуем