«Ко мне, Мухmар!». Почему во время съемок эmого фuльма пес едва не загрыз Льва Дурова.
Пес по-насmоящему напал на uгравшего роль рецuдuвuсmа акmера Льва Дурова u, по его прuзнанuю, едва не лuшuл жuзнu. Как снuмалu знаменumый фuльм, – в маmерuале корреспонденmа агенmсmва «Мuнск-Новосmu».
О чем кино
Картина рассказывает о непростых милицейских буднях младшего лейтенанта Николая Глазычева и его служебного питомца, овчарки по кличке Мухтар.
Чучело в музее
Семен Туманов
В 1959 году писатель Израиль Меттер, собирая материалы для новой книги, посетил Ленинградский музей криминалистики. Его заинтересовала судьба пса по кличке Султан, который со второй половины 1930-х до 1949 года прослужил в одном из отделов милиции города на Неве. Участвовал в более чем 5 тыс. операций, в том числе в дни блокады. С его помощью государству вернули около 3 млн рублей. Завершив службу в 13 лет, он ослеп, оглох. После его смерти в начале 1950-х по приказу начальника Ленинградского уголовного розыска из верного друга сделали чучело, которое выставили в качестве экспоната в милицейском музее. Тогда это считалось этичным.
Писателя вдохновили героизм служебного пса и подробности его подвигов. Он встретился с бывшим проводником Султана майором в отставке Петром Бушминым, который посетовал, что движение душ собак, их подлинные эмоции недооценены. Им свойственны ревность, обида, разочарование. В общем, все как у людей.
В 1960-м в журнале «Новый мир» вышла повесть И. Меттера «Мурат». Через год ее опубликовали отдельной книгой, которая имела большую популярность. Произведение решили экранизировать на «Мосфильме». Выбранную для повести кличку убрали из сценария, заменив ее на Мухтара.
Режиссером ленты предложили стать Семену Туманову. Несмотря на то, что ему было 40 лет, картина стала его первой самостоятельной режиссерской работой.
Стоит сказать, что С. Туманов 1921 года рождения и прошел всю войну. Служил пулеметчиком 2-го гвардейского мотоциклетного полка. В составе 3-го Белорусского фронта освобождал Витебск, Оршу, Борисов, Минск, Молодечно.
«Милиционером не буду»
На роль младшего лейтенанта Глазычева Юрия Никулина предложил автор повести. Он запомнил, как потрясающе актер исполнил главную роль в фильме «Когда деревья были большими». Однако на предложение режиссера Юрий Владимирович сначала ответил отказом. То ли в шутку, то ли всерьез сказал: «Милиционера играть не буду». Увидев изумление постановщика, добавил: «В прошлых картинах двух жуликов сыграл». Но в итоге дал согласие. Отнесся к работе серьезно. В 1964-м его еще мало знали, поэтому в 6 утра актер надевал милицейскую форму и ехал по Москве в питомник — кормил собак. Потом отправлялся в цирк на работу. А после трех представлений – вновь в питомник. Кроме того, с кинологами и их воспитанниками Ю. Никулин многократно выезжал на подлинные операции.
Бывшую хозяйку Мухтара Марию сыграла Алла Ларионова. После ленты «Анна на шее» (1954) ей часто предлагали образы претенциозных дам.
В большинстве ролей второго плана снялись знаменитости того времени: Николай Крючков, Юрий Белов, Иван Рыжов и другие. Но важнее сказать о главном герое.
По сценарию события в картине происходят на протяжении семи лет. Поэтому Мухтара не мог играть один пес. МВД СССР предоставило на период съемок двух служебно-разыскных собак с кличками Урал и Байкал. А еще «Мосфильм» приобрел по объявлению молодого щенка для первых сцен. Он четыре месяца до съемок жил на студии и привыкал к сценарной кличке. Но потом выяснилось: пес слишком озорной. Его использовали в редких кадрах, где нужно было подчеркнуть молодость собаки. Правда, никто не думал, что и с заслуженными его собратьями возникнут неурядицы.
Прирожденный артист
Зимнюю натуру снимали в подмосковном городе Кашире и его окрестностях. Летнюю — возле Ростова. Там же запечатлели сцены в местном питомнике МВД.
В первые же дни с псами возникли непредвиденные трудности. В сцене, где Глазычев по снегу преследует рецидивиста, убившего сторожа в колхозе, включили мощные ветродуи, чтобы сымитировать вьюгу. Мужественные служебные собаки… разбежались от шума двигателей. Режиссер сделал много попыток повторить сцену, но зашел в тупик. Тогда администраторы вспомнили о письме из Киева от инженера Михаила Длигача, который, прочитав в прессе о предстоящих съемках, предлагал «Мосфильму» свою овчарку по кличке Дейк в качестве исполнителя главной роли. Всячески расхваливал покладистого питомца. Решили пригласить его.
Ко всеобщему удивлению, Дейк не боялся шума ветродуев. Он быстро понял, что находится в центре внимания и от него на площадке все зависит, поэтому старался. Почти все сложные сцены сняли с ним. Особенно всех тронул эпизод с операцией после ранения. Когда Дейка уложили на операционный стол и включили яркую лампу, он начал дышать так глубоко, будто действительно умирает. Кстати, М. Длигача с Дейком Ю. Никулин на время работы пригласил пожить у себя, чтобы ближе сойтись с партнером по кадру.
Инстинкты есть инстинкты, поэтому в сценах милицейских операций собаки атаковали актеров в полную силу. Так пес Байкал едва не загрыз Л. Дурова, исполнившего роль бандита по кличке Рыба. Лев Константинович вспоминал: «Я должен был убегать от Мухтара по длинному коридору, а потом залезть на стену. На меня надели две пары штанов, на руку — кожаную крагу, чтобы я мог отбиться. «Мотор!» — я бегу, добежал до стены, и тут Мухтар со всей силы бьет меня между ног. Я разжимаю руки, падаю и вижу пасть у своего горла. Выставляю вперед крагу, но умный пес кусать ее не стал, а вцепился в незащищенную руку. Когда подбежал дрессировщик, на мне были только трусы и крага, остальное лежало вокруг, разорванное в клочья».
Когда Дуров отошел от шока, он со свойственным ему юмором утверждал, будто собака не просто так ополчилась на него. Мол, один заслуженный артист съел ее суп из куриных шеек, вот она и вымещала обиду.
После премьеры 13 марта 1965 года кличка Мухтар стала очень популярной, так назвала свою овчарку даже певица Эдита Пьеха.
А Ю. Никулину со всей страны передавали щенков разных пород. Приносили прямо в цирк! В связи с этим актер грустно хохмил, что выйдет продолжение картины под названием «От меня, Мухтар!».