Не mоропuлся женumься, прuзнал внебрачную дочь u покорuл круmую бuзнес-вуман. Мuхаuл Кокшенов на экране u в жuзнu.
Михаил Кокшенов — актер с комическим амплуа. В его творческой биографии более двухсот кинофильмов, в которых он в основном играл роли недалеких амбалов и простоватых деревенских парней. Тем не менее в жизни актер обладал совсем другими качествами: прагматичностью, деловой хваткой.
Актер вспоминал, что в жизни его часто воспринимали по стереотипу, заложенному ролями в кино. Мол, чего от него ждать, это же недотепа Леша Пряхин из «Самой обаятельной и привлекательной»! Мало кто догадывался, что он не так уж прост. В тяжелые 1990-е годы многие актеры остались без работы и пошли по кривой дорожке. Не смогли бороться с обстоятельствами, сдались. А он проявил волевые качества и справился с вызовами. Не случайно его супруга, успешная деловая леди и просто красивая женщина, когда-то остановила на нем свой выбор.
Булат Окуджава, известный советский поэт и прозаик, написал повесть «Будь здоров, школяр», по которой сняли фильм «Женя, Женечка и «Катюша». В нем Кокшенов предстал в типичном амплуа: грубоватый парень с лесозаготовок задирает и высмеивает интеллигента (его сыграл Олег Даль). На самом же деле, за рамками съемочного процесса, Олег и Михаил с удовольствием общались. Оба — коренные москвичи, окончившие театральные вузы.
«Женя, Женечка и «Катюша»
Эти съемки запомнились Михаилу забавными приключениями. Действие фильма происходило во времена Великой Отечественной войны. Съемки велись в Кенигсберге (Калининграде). В паузах между сценами Даль и Кокшенов гуляли по городу прямо в военной форме. Однажды их остановил патруль и отвез в участок, чтобы держать до установления личности. Пришлось режиссеру их вызволять.
Как-то раз во время перерыва приятели слишком активно дегустировали крепкие напитки и опаздывали на съемки, а режиссер гневался и отправлял сигнальные ракеты в небо, чтобы они обратили внимание и вернулись на работу.
Булат Окуджава, познакомившись с Кокшеновым, подарил ему свою книгу с автографом: «Михаилу Кокшенову — хорошо замаскировавшемуся интеллигенту».
Откуда у него взялась тяга к актерству? Возможно, от его мамы Галины Васильевны. В школьном возрасте она с удовольствием ходила в театральный кружок. Дело было во Владивостоке (дед Кокшенова по маминой линии служил военным). Там же девушка познакомилась с Михаилом Кокшеновым, перспективным молодым мужчиной. Он возглавлял полиметаллический комбинат в Приморском крае. Они вместе переехали в Москву, где Галина мечтала покорить театральные подмостки. Увы, мечта не сбылась. На свет вскоре появился маленький Михаил. А его отца в 1938 году обвинили в диверсионной деятельности и расстреляли. Затем началась война. Испытали многое — голод, лишения… Мама жила с Мишей прямо в больнице, где работала санитаркой. Она так и не вышла замуж, хотя женихи к ней захаживали — обеспеченные, устроенные в жизни люди.
Михаил в детстве был романтиком, идеалистом. Он обожал демонстрации, всегда старался просочиться в колонны трудящихся. Выкрикивал лозунги. Искал для себя романтическую профессию. В память о деде хотел стать моряком — жаль, что медкомиссия не пропустила. В итоге пошел учиться в Москве на геолога. В студенческие годы мотался по раскопкам, увидел многие уголки Советского Союза. Но быстро разочаровался в профессии. А потом мама подняла старые связи и устроила его в какой-то главк. Работа оказалась монотонной, скучной, и парень решил осуществить еще одну мечту: освоить актерское мастерство.
Галина Васильевна
Он пошел в приемную комиссию знаменитого Щукинского училища. Поступил, но со второго раза. В то время одевался как стиляга, преподносил себя героем-любовником. Хорошо, что ему подсказали: с его типом внешности это не прокатит! Поэтому Михаил придумал себе другое амплуа. Писал короткие рассказы, напоминающие отрывки из классической русской прозы, и выступал с ними. Преподавателям Щукинского училища все это очень нравилось.
Окончив учебу, устроился в Театр им. Владимира Маяковского. Но играл там персонажей третьего плана. Решился уйти, только когда появились роли в кино. Первым, кто предложил сниматься, стал режиссер Владимир Яковлевич Мотыль.
Таким образом он воплотил мамину мечту об актерстве. Она им очень гордилась. Кстати, они так и продолжали жить вместе. Михаил не был типичным маменькиным сынком, но прислушивался к мнению Галины Васильевны. А она смогла внушить, что рядом с ним крутятся только корыстные дамы, которых привлекают большие гонорары. Возможно, именно по этой причине Михаил долго не женился. Хотя на съемках, конечно, крутил недолговечные романы и прослыл «ходоком». Часто совершал «подвиги» в компании Савелия Крамарова, который тоже был далеко не красавцем.
Михаил Кокшенов вспоминал, как ухаживал за блондинкой Галиной Фигловской. В фильме «Женя, Женечка и «катюша» она сыграла задорную Женечку Земляникину. Во время съемок того же фильма актер познакомился с девушкой, гуляя по Кенигсбергу, и она стала его поклонницей — часто следовала за ним по разным городам СССР. Однажды Кокшенов закрутил отношения со стюардессой. Необременительный «авиароман» привел к тому, что она забеременела. Сначала актер не интересовался дочкой, но когда Алевтине исполнилось 17, начал активно общаться. И познакомил со своей мамой.
На первом месте у него по-прежнему стояла карьера. Да и приводить жену было некуда — так и продолжал жить с мамой в тесной квартирке. Зато его очень радовали успехи в профессии.
Были времена, когда советских актеров фотографировали, печатали открытки с ними и продавали в наборах. Леонид Гайдай, подбирая актеров для фильма «Не может быть!», увидел в киоске открытку с Кокшеновым и решил, что нужен именно такой артист — с лицом запойного гражданина. Съемки проходили в Астрахани. Лето, жара, арбузы, вобла… Михаил вновь встретился с Олегом Далем, а еще подружился с женой Гайдая — актрисой Ниной Гребешковой.
Режиссер ценил Кокшенова за пробивной характер, чувство юмора, а еще — за наблюдательность. Он делал очень удачные находки. Например, в Алуште, во время съемок «Спортлото-82», услышал от торговца на рынке: «Кому апельсины, кому витамины?». Рассказал об этом Гайдаю. Тот использовал фразу в фильме, и она быстро ушла в народ.
Кокшенов тоже уважал Гайдая и с удовольствием снимался в его картинах. В фильме «На Дерибасовской хорошая погода…» играла американка Келли МакГрилл. Актеры, не избалованные хорошими условиями, поражались, что дама постоянно выдвигала требования. Например, ей нужен был цивилизованный туалет — условие было прописано в договоре. В еде была привередлива, и ее возили на ужин в ресторан гостиницы «Интурист» в Ялте.
Со смертью Гайдая жанр кинокомедии осиротел. К тому же наступили сложные времена. В 1990-х туго приходилось всем. Многие актеры бросали профессию, а Кокшенов не растерялся: начал писать сценарии и снимать по ним фильмы. Получалось неплохо зарабатывать, показывая их в России и отправляя за границу — для русскоговорящих американцев, немцев, израильтян. А еще находчивый Михаил сколотил футбольную команду из актеров. В ней играли такие знаменитости, как Янковский, Михалков. На этом тоже удавалось зарабатывать.
Однажды он задумал серию фильмов с названиями «Русское чудо», «Русский бизнес», «Русский счет». Снял в них своих друзей — актеров комедийного жанра. Например, одну из ролей сыграл Савелий Крамаров. Он тогда уже жил в Америке, снимался в Голливуде, но ненадолго вернулся домой.
Кокшенов любил снимать актеров старой советской когорты, например, Наталью Крачковскую. Ценил их за высокий профессионализм. Не нужно было тратить много сил, чтобы донести до них суть эпизода, заставить сыграть так, чтобы зрители хохотали. Постепенно актеры этой школы ушли один за другим.
Михаилу помогала в производстве кино первая жена Елена. Моложе его на тридцать лет, но еще более пробивная и активная. Они познакомились на улице в 1987 году, сразу съехались и прожили вместе двадцать лет. Мама была недовольна выбором сына. Но в тот момент она уже угасала, и Михаилу требовалась поддержка. Елена всегда была его надежным тылом…
…Пока однажды в самолете он не познакомился с Натальей Лепехиной. В 2007 году они летели из-за границы бизнес-классом. Наталья Васильевна овдовела год назад. Узнавая у Михаила знак зодиака, выяснила, что он родился в один день с покойным супругом. И этот факт так на нее подействовал, что она прониклась вниманием к соседу по бизнес-классу. Вскоре Михаил ушел от Елены, оставив ей квартиру, и переехал к Наталье. Он владела большой компанией, жила в роскошной квартире на Комсомольском проспекте.
Михаил любил рассказывать в интервью, как устроен их быт. У супругов отдельные спальни, так как графики работы и жизненные ритмы совершенно не совпадают. По выходным они любят выбраться в театр, на выставки. А еще плавают в бассейне. Для Михаила спорт — норма жизни, и жену он тоже приучил к тренировкам. Ради нее одевался стильно, делал маникюр и педикюр (что вообще несвойственно большинству мужчин в России).
Наталья, со своей стороны, подтолкнула его в принятию религии. Михаил крестился уже в солидном возрасте. Они оба стали прилежными прихожанами. Михаил познакомил жену с дочкой Алевтиной, и они прекрасно поладили друг с другом.
В 80 лет Михаил Кокшенов перенес тяжелый инсульт. Он смог восстановиться, но спустя три года последствия дали о себе знать. Ему стало хуже, и он лег в хорошую частную клинику. Однако произошло кровоизлияние в мозг, и он скончался от осложнений в своей палате. Проститься с Михаилом Михайловичем пришли его близкие, а также актеры, которые его глубоко уважали.