Как снuмалu фuльм «Иван Васuльевuч меняеm профессuю»: uнmересные факmы u гонорары акmеров.
50 лет назад на большие экраны вышла одна из лучших советских комедий – «Иван Васильевич меняет профессию». Снял ее Леонид Гайдай.
После выхода «Кавказской пленницы» режиссер собирался заняться экранизацией булгаковской пьесы «Бег», но в Госкино ему отказали, а позже это произведение перенесли на экран Александр Алов и Владимир Наумов.
В начале 1970-х годов Гайдай вернулся к идее экранизации одного из произведений Михаила Булгакова, остановив свой выбор на пьесе «Иван Васильевич». Его выбор одобрили на киностудии.
Сценарист фильма Владлен Бахнов жил на одной лестничной клетке с Леонидом Гайдаем, поэтому часто работа над сценарием велась дома у режиссера.
Снимать фильм «Иван Васильевич снимает профессию» начали в мае 1972 года. В августе съемочная группа отправилась в Ростов для работы над натурными эпизодами. Здесь в Кремле сняли погоню за «демонами», сход местного люда у Кремля, а также отправление войска на войну под песню.
Все это удалось снять за неделю, после чего группа вернулась в Москву. Сначала в столице сняли все уличные эпизоды — панорамы города с высоты («Лепота!»), проезд спецслужб по улицам, поход Шурика за радиодеталями, и сцену у подъезда.
Дом, где жил изобретатель Шурик, находится на Новокузнецкой улице между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая».
Наталья Крачковская с ужасом вспоминала сцену, где ее героиня говорит: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат».
Наголо актрису не стригли, но надели на голову два парика, а под них – детскую шапочку для бассейна. Давило так, что лицо начинало отекать. Крачковская из-за этого даже плакала на съемках.
12 апреля Леонид Гайдай стал фильм «Иван Васильевич меняет профессию» руководству «Мосфильма», где потребовали от режиссера внести правки. Нужно было сократить несколько сцен: погоню за вором Жоржем Милославским – в конце фильма показали лишь самое начало погони, остальное вошло в десятиминутную короткометражку «Черные перчатки»; эпизод на кухне Тимофеева, где царь Иван Грозный жарит котлеты, несколько вставок с видами улиц современной Москвы, сократили эпизод с беседой в телефонной будке.
На роли царя и Бунши Леонид Гайдай пригласил Юрия Никулина, под которого был прописан сценарий. Но Юрий Владимирович отказался, потому что был уверен, что фильм по Булгакову на экран не выпустят.
— Так, чтобы сниматься, а потом это никто не увидит, я в таких вещах участия не принимаю, — сказал Никулин Гайдаю. Режиссер обиделся. Никулина он больше в свои фильмы не приглашал.
Пришлось на главную роль устраивать кинопробы. Пригласили Евгения Евстигнеева, но худсовет не согласился. Тогда режиссер предложил Георгия Вицина, но на киностудии сразу отказали, так как не его типаж. А вот Евгений Лебедев подходит на роль царя, а вот в образе управдома выглядел неубедительно. Зато на обе роли сразу подошел Юрий Яковлев.
Роль Жоржа Леонид Иович собирался отдать своему другому любимцу – Андрею Миронову, но оказалось, что в кадре вместе с Яковлевым они не смотрятся. Потом на эту роль пробовали Сергея Никоненко, Вячеслава Невинного, Георгия Буркова и даже Георгия Юматова, однако выбор в итоге пал на Леонида Куравлева.
Меньше всех конкурентов было у Александра Демьяненко – на его роль претендовал только Олег Видов. Гайдай решил, что с Шуриком расставаться рано и оставил его.
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ — ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1.Когда Жорж Милославский звонит Шпаку, он называет добавочный номер – 3-62. Каждый советский гражданин знал, что именно столько стоит бутылка водки. Между тем, в пьесе Булгакова добавочный номер был 501.
2.Шведский посол в исполнении Сергея Филиппова говорит вовсе не на шведском языке, а на ломаном немецком.
3. В сценарии была фраза «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!», но не было ее окончания – «Если они у вас, конечно, есть». Это импровизация Леонида Куравлева.
4.Женский голос Жоржа во время разговора со Шпаком – это голос Натальи Кустинской.
5.На Западе фильм вышел в прокат под названием «Иван Грозный: назад в будущее».
6.Милиция приехала на квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
7.Фильм сняли за 71 съемочный день.
Гонорары
1.Леонид Гайдай – 7 948 рублей
2.Юрий Яковлев – 4 350 рублей
3.Леонид Куравлев – 2 312 рублей
4.Александр Демьяненко – 1 663 рубля
5.Савелий Крамаров – 1 129 рублей
6.Михаил Пуговкин – 788 рублей
7.Владимир Этуш – 630 рублей
8.Наталья Селезнева – 362 рубля
9.Наталья Крачковская – 347 рублей
10.Сергей Филиппов – 258 рублей
11.Наталья Кустинская – 168 рублей
Фильм вышел на большие экраны 17 сентября 1973 года, и стал лидером проката по итогам годы. Его посмотрели больше 60 миллионов человек. Критики благосклонно отнеслись к новой работе Гайдая.