Добрые оmкрыmкu, uзвесmные любому жumелю СССР. Рассказываю об uх создаmеле
Есть у меня несколько альбомов с советскими открытками времён Брежнева и Горбачёва. Не то что бы я собирал их специально, нет, что-то попало ко мне от родственников, что-то я нашёл, что-то подарили. Короче всё досталось бесплатно, советские открытки я никогда не покупал. Так вот, недавно я рассматривал свою случайно образовавшуюся коллекцию и обнаружил большое количество открыток, нарисованных в схожей стилистике. Изображённые на них зайцы, мишки, ежи, Деды Морозы, мальчишки и девчонки выглядели как-то по особенному радостно и душевно. Яркие, озорные, с лукавым прищуром в глазах. Все они явно были плодами воображения одного и того же художника. На оборотах было написано: В. Зарубин. В интернете по этому запросу высветилось множество результатов. Такое ощущение, что Владимир Зарубин — самый знаменитый из советских художников, занимавшихся открытками. Судьба этого замечательного человека достойна внимания.
Он родился в деревне Андрияновка Алексеевского сельского совета Покровского района Орловской области. В большой семье было трое сыновей и у каждого из них было своё увлечение: старший любил технику, средний тяготел к музыке, а младший — Вова, обожал рисовать. В доме хранились репродукции известных картин и большая коллекция открыток, коих было более пяти тысяч. Глава семейства был представителем так называемой рабочей интеллигенции и по тем временам неплохо зарабатывал. Первыми, способности Володи оценили соседи — им он показал забавный рисунок с лошадью. Местный люд был изумлён тем, насколько хорошо рисует пятилетний мальчик и в деревне о нём стали говорить, как о многообещающем юном даровании.
Перед войной семья Зарубиных переехала в город Лисичанск, который находился в Украинской ССР. В то время там массово росли химические заводы. Великим стройкам требовалось множество рабочих рук. К сожалению спокойной жизни на новом месте не получилось, так как вскоре началась война. Старших братьев забрали на фронт, который быстро приближался к Лисичанску. Осенью жители городка впервые услышали грохот орудий, но на этом рубеже Красная армия сдерживала немцев в течение полугода. В 1942-м город был захвачен и Владимира Зарубина в составе большой группы местной молодёжи угнали на принудительные работы в Германию. Остаток войны он провёл в трудовом лагере в Рурском регионе, откуда был освобождён американскими войсками. Сразу после освобождения бывший «остарбайтер» служил в армии.
Оказавшись на гражданке, Зарубин переехал в столицу, где начал работать в министерстве угольной промышленности. Через год перешёл на завод, где познакомился со своей будущей женой. Война отняла возможность получить полноценное образование и Владимиру Зарубину пришлось навёрстывать упущенное. Он учился в Московской вечерней школе, одновременно занимаясь на курсах художников-мультипликаторов. С 1957-го года работал в легендарной студии «Союзмультфильм». За время работы на этом месте, он принял участие в создании примерно сотни мультфильмов. Из мультиков, к которым Зарубин приложил руку, я смотрел «Маугли», «Приключения точки и запятой», «Сказка о царе Салтане», «И мама меня простит», «Василиса Микулишна», «Тайна третьей планеты», «По следам Бременских музыкантов», Ну погоди (четвёртый выпуск, в котором дело происходит на стадионе). Не менее плодотворным полем его деятельности стала почтовая миниатюра, а именно — рисование открыток. Поначалу некоторые аспекты стиля Зарубина встречали непонимание у художественного совета.
Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу «Ау!»?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла.
Из воспоминаний Владимира Зарубина.
Конечно, от некоторых идей приходилось отказываться, но простые люди любили открытки Зарубина и голосовали за них рублём. Я точно знаю, что он нарисовал под сотню одних лишь новогодних открыток, а ведь были ещё открытки по случаю Женского дня, первого сентября и прочих знаменательных дат. Общий тираж его открыток превысил полтора миллиарда экземпляров. Они были буквально в каждой семье.
Я для себя отметил важную черту художника Зарубина — его творчество аполитично. Мне не попадались открытки его авторства, посвящённые коммунизму, к примеру поздравления с седьмым ноября — днём Октябрьской революции. Кажется таковых у него не было. А вот открытки в честь празднования Рождества у него имелись. Была даже одна открытка с Пасхальными мотивами. Разумеется такие сюжеты он рисовал в начале девяностых, уже после угасания коммунистической идеологии. В то время вся страна переживала неспокойные времена и известные мультипликатор не был исключением. В новой реальности работы для него было мало, а за ту, что была далеко не всегда платили. Говорят, что издательство с которым сотрудничал Зарубин, задержало ему плату за целый год. Не выдержало сердце старика переживаний. Он умер в 1996-м году.
Судьба человека-творца замечательна тем, что он получает шанс на бессмертие. После физической смерти такой человек живёт в том, что он успел создать за свою жизнь. И в этом смысле, художник Владимир Зарубин несомненно обеспечил себе бессмертие. Его талантливые иллюстрации радовали и продолжают радовать миллионы детей разных поколений. Так как новый год не за горами, в этой публикации я выложил в основном новогодние открытки.
В моих альбомах имеется четырнадцать новогодних открыток Зарубина. Как я уже упоминал, художник нарисовал под сотню открыток в честь этого праздника.
Были у него и открытки в честь восьмого марта.
И в честь дня рождения.
Возможно я выложу больше открыток Зарубина в отдельной публикации. В любом случае их можно увидеть в интернете. Спасибо за дочитывание.