17.09.2023
1124 просмотров

Школьная форма в СССР: сuмвол порядка u едuнсmва

Школьная форма является одной из ярких особенностей советской системы образования.

Школьная форма является одной из ярких особенностей советской системы образования. Эта форма, состоящая из определенных элементов и требований к одежде, была неотъемлемой частью жизни советских школьников. Она была символом порядка, единства и духа коллективизма.

Одежда в советской школьной форме была строго регламентирована. У мальчиков она включала в себя черные брюки, белую рубашку, галстук, и серую или черную куртку. Девочки же носили черные юбки, белые блузки, серые или черные жакеты, а также белые фартуки. Каждый элемент формы имел свои правила ношения и предписания. Например, мальчики должны были носить галстук завязанным аккуратно и согласно установленным правилам.

Школьная форма имела не только практическую, но и символическую значимость. Она служила для поддержания дисциплины и порядка в школе, а также для создания единства среди школьников. Все выглядели одинаково и на равных условиях, независимо от социального статуса или материального положения. Школьная форма подчеркивала принадлежность к коллективу и формировала чувство общности.

Более того, школьная форма также придавала школьникам определенный авторитет и достоинство. Она способствовала формированию самодисциплины и ответственности, воспитывала чувство порядка и эстетического вкуса. Советская школьная форма отражала идеалы гражданской добродетели и учила школьников быть аккуратными, опрятными и сознательными.

Сегодня, спустя много лет после распада Советского Союза, школьная форма остается объектом ностальгии и признаком определенной эпохи. Многие люди вспоминают с теплотой те времена, когда все школьники носили одинаковую форму и чувствовали себя частью большего образовательного сообщества. Однако, сегодняшняя реальность изменилась.

Отказ от школьной формы сказывается на дисциплине, успеваемости и уважении к взрослым. Ученики без единой формы сталкиваются с проблемами самоидентификации и несоблюдения правил, что негативно влияет на общую атмосферу в классе и отношения с педагогами. Возвращение школьной формы может способствовать улучшению дисциплины, успеваемости и воспитанию уважения к взрослым.

Как не стало школьной формы

Белые фартуки, огромные банты, воротнички, которые надо было отпарывать, стирать, пришивать… И наступившая потом вольница. В продолжение темы «Школьная форма и портфельное содержание» читательницы «Московских историй» делятся своими воспоминаниями.

Белые фартуки, огромные банты, воротнички, которые надо было отпарывать, стирать, пришивать... И наступившая потом вольница.

Я пошла в школу в 1961 году. У нас только один мальчик носил форму старого образца (гимнастерка серого сукна с отложным воротником) — донашивал за старшим братом. Я белый воротничок и манжеты отпарывала, стирала, гладила и подшивала, кажется, раз в неделю, если только не пачкала раньше чернилами или чем-то еще. А мои старшие кузины, с которыми наша семья жила в одной квартире, делали это ежедневно! Видимо, к этому их приучил отец-полковник. Причем гладили они их по утрам тяжелыми утюжками, которые нагревались на конфорке.

Пенал у меня был металлический, ГДРовский, с красивой картинкой: дети в яркой одежде идут в школу. Иностранные, понятное дело, школьники. На другой стороне пенала — таблица умножения и какие-то математические формулы. Пенал можно было использовать как линейку. Пластмассовая линеечка и металлический транспортир тоже в нем помещались.

А история с моим портфелем вошла в семейный эпос. 1 сентября меня торжественно провожали в школу аж трое взрослых, и банты завязали атласные, и букет астр перевязали атласной ленточкой. Вся я отутюженная, парадная, в белом фартуке с крылышками… А портфель забыли! Спохватились уже выйдя из подъезда. Папа вернулся за ним на лифте, мы его на улице ждали.

Белые фартуки, огромные банты, воротнички, которые надо было отпарывать, стирать, пришивать... И наступившая потом вольница.-2

Школьную форму я ещё застала — пошла в первый класс в 1989 году. И школьные принадлежности моей старшей сестры, с которой у нас 10 лет разницы, были еще в ходу. Первые два класса мы отучились «по-старому» — с формой, тетрадками с гимном СССР на обложке, портретом Ленина на стене и так далее. А вот на третий класс выпал «переходный период».

Главным событием стала отмена формы. Как же я была счастлива! Не нужно больше носить колючее платье и заморачиваться пришиванием воротничков! В пятом классе (учились по программе 1-3, четвёртый «перескакивали») стало уже совсем всё по-другому. В школу ходили разноцветные, как попугаи, кто во что горазд. Джинсы, весёленькие свитера, рубашки и кофты, цветные лосины… Ну, все помнят «дикую моду» 90-х.

Белые фартуки, огромные банты, воротнички, которые надо было отпарывать, стирать, пришивать... И наступившая потом вольница.-3

Появились яркие китайские пеналы, точилки, ластики, ручки всех цветов. Сразу стали выделяться те, чьим родителям были по карману модные вещи. Не сказать, что именно из-за вещей такие дети становились «звёздами» класса, но это было одной из составляющих популярности. О школьной форме уже никто не вспоминал, будто её и не было.


Оставь комментарий

Рекомендуем