29.08.2023
902 просмотров

Яслu в СССР — как эmо рабоmало?

Как известно, до определенного момента дети в СССР отправлялись в ясли в 2 — 2,5 месяца. Декретного отпуска не было, а больничный после родов был 56 дней.

Конечно, не всех детей ждала такая участь: в семьях с достатком женщина могла не работать, статью “Тунеядство” негласно не применяли к молодым матерям. В некоторых семьях были бабушки. Но какая-то часть малышей именно в 56 дней от роду отправлялась в ясли, и так начиналось дошкольное воспитание.

“Дошкольный возраст” и “дошкольное образование” — это совершенно не связанные понятия. До сих пор право на дошкольное образование гарантируется детям с 2 месяцев. Правда, его нигде не реализуют, но это уже совсем другая история.

Конечно, ясли в 56 дней сейчас кажутся дикостью. Ребенок настолько мал, что единственный способ взаимодействовать с ним — это физический контакт. Малыша надо брать на руки, гладить по головке, баюкать, петь песенку и т.д. Если ребенок лишается этого контакта (с мамой или другим взрослым), его развитие страдает.

Ясли в СССР

Ясли в СССР

Что делали в яслях в такими маленькими? Они лежали в кроватках, их обслуживали физически, но вряд ли кто-то мог дать им именно такое развитие, на это просто не было времени.

Как же тогда получилось, что дети после такого “образования” вырастали нормальными людьми, а не дикими Маугли?

Развивашки в яслях

Развивашки в яслях

Есть несколько причин.

Во-первых, ясли чаще всего были при предприятиях, то есть мама была рядом, и ей предоставляли перерывы для кормления. Перерыв составляет 30 минут и дается каждые 3 часа (статья ТК 258, существует и сейчас). То, что в СССР не было ГВ, это придумали совсем недавно. Было, просто не до школы и по режиму, а не круглосуточное “висение”. То есть дети в яслях не были заброшены целый день, они раз в 3 часа видели мам.

Во-вторых, у детей чрезвычайно гибкие психика и возможности для адаптации. Дети созданы для того, чтобы быстро и активно впитывать информацию, развивать навыки. У них огромный потенциал развития (правда, ограниченный возрастом). Вы когда-нибудь видели, как приемные дети, пережившие несколько лет детского дома, преображаются в приемных семьях? Умственно сохранные дети даже после настоящего отставания способны наверстать почти все упущенное в развитии. Грудничков не держали в яслях круглосуточно — они там пребывали с 8.00. до 17.00. Утром и вечером они находились в семье, и за это время вполне успевали получить ту долю внимания родителей, которая нужна для развития.

Проветривание поп

Проветривание поп

В-третьих, важность связи мамы и ребенка в первый год вообще сильно переоценена. Все теории о том, что первые 3 года мать и ребенок не должны разлучаться, должны спать вповалку, есть из одной тарелки и вместе ходить в туалет, ничем не подтверждены, это просто идеи отдельных представителей популярной (но не научной и не научно-популярной) психологии. Никаких исследований в пользу этих теорий нет.

Просто быть плохой мамой стало стыдно, поэтому книжки о том, как стать хорошей, хорошо продаются. Вот и пишут все, кому не лень.

Конечно, если ребенка совсем забросить и выполнять только физические потребности, ребенок сильно отстанет в развитии. Но между полной изоляцией и круглосуточным пребыванием с матерью есть еще несколько градаций.

Говорят, в СССР не было послеродовой депрессии. Так может, поэтому и не было? Потому что женщину не держали в декрете, как в тюрьме.

Так что ясли для грудничков — совершенно нормальное и нужное явление, ничего в нем ужасного нет.


Оставь комментарий

Рекомендуем