Оm mрагедuu до комедuu: как снuмалu «Афоню» u почему Куравлева предпочлu Высоцкому
В октябре 1975 года на экраны вышла трагикомедия Георгия Данелии «Афоня», которая изначально подразумевалась в формате мрачной драмы, но Данелия не хотел, чтобы главного героя его фильма зритель возненавидел, поэтому сценарий претерпел значительные изменения.
Когда-то после окончания строительного техникума будущий сценарист Александр Роднянский трудился маляром-штукатуром в Киеве и одновременно учился на заочном отделении ВГИКа.
Историю про Афоню он частично списал с себя – главный герой был маляром ЖЭКа №2, сюжет строился на его отношениях с влюбленной в него девушкой Екатериной. Постепенно общаясь с ней, Афоня начинает понимать, что его отношение к жизни и людям неправильно. Он видит, что хапугой быть неправильно.
Позже маляр в сценарии превратился в сантехника, персонажа куда более народного. Афоня к концу фильма должен был осознать, что он сам себя поставил в положение «лишнего человека», который проживает жизнь совершенно напрасно. Минусы его личности показаны с трагикомичной стороны.
Молодой сценарист после долгих сомнений отправил сценарий о пропойце и одновременно представителе рабочего класса на всесоюзный конкурс сценаристов. Бородянский получил главный приз, поэтому произведение допустили к экранизации.
Снимать Бородянский намеревался в Киеве на киностудии имени Довженко. В главной роли он видел Бронислава Брондукова, а в кресле режиссера – Леонида Осыку. Но в Госкино решили: снимать будет Георгий Данелия на «Мосфильме».
Данелия решил не снимать фильм с мрачной концовкой, а сюжет сделал менее жестким. В «Афоне» главный герой был ловеласом, в которого влюбляется молодая девушка, поэтому Брондуком на эту роль не подходил. Претендентами оказались Владимир Высоцкий, Даниэль Ольбрыхский, Николай Караченцов и Леонид Куравлев.
Данелия остановился на последнем претенденте, объяснив это тем, что персонажу в исполнении Леонида Вячеславовича зритель готов простить многое. Более того, героев Куравлева люди искренне любили, а к Афоне важно было вызвать если не любовь, то долю сочувствия. Высоцкому и остальным отказали как раз по той причине, что они не могли вызвать сочувствия к такому неоднозначному персонажу.
А Брондукову в итоге досталась роль собутыльника Афони по имени Федул. Почти эпизодическую роль талантливый актер превратил в яркий бенефис, цитаты его героя стали народными. Чего стоит одна из них «Афоня мне рубль должен!».
Брондуков настолько вошел в образ, что в его не пускали в престижные рестораны, а местные выпивохи принимали за своего и предлагали «стать третьим». Кстати, играл он алкоголика трезвым. На том, чтобы во время съемок никто не пил, настаивал актер Евгений Леонов, которому досталась роль штукатура Коли.
Евгению Симонову Георгий Данелия утвердил без проб. Она тогда училась в Щукинском училище, однако уже активно снималась. Съемки «Афони» пересекались с работой над фильмом «Пропавшая экспедиция», который снимали на Южном Урале. Симонова должна была надолго уехать из столицы.
С режиссером фильма Вениамином Дорманом, который не собирался отпускать актрису на съемки «Афони», отправился договариваться директор картины Александр Яблочкин. Он прилетел на Южный Урал, где уговорил Дормана отпустить Симонову на несколько дней, чтобы снять все эпизоды фильма Данелии.
Снимали почти круглосуточно, спала актриса в перерывах прямо в машине. И все равно в три дня не уложились, чем Дорман остался очень недоволен. А вот зритель оценил старания актрисы и полюбил в этой роли.
Во время съемок то и дело происходили забавные случаи, которые надолго запомнились участникам процесса. Так, к примеру танцовщице на дискотеке в исполнении Татьяны Распутиной, решили увеличить бюст за счет наполненных водой презервативов, который на репетиции громко лопнули. Тогда костюмеру пришлось срочно изобретать новую схему: он наполнил бюстгальтер манной крупой, а сзади затянул его крепким узлом. Получилось комично.
Сильно рисковал не разбиравшийся в современной музыке Данелия, пригласив выступить на дискотеку молодую рок-группу «Машина времени», которая была не в чести у власти. Перед тем, как музыканты прибыли на ночные съемки в ДК имени Крупской в Текстильщиках, туда прибыла значительная группа поддержки, которую стала «винтить» милиция. Для подстраховки режиссер, который не был уверен в надежности участников «Машины времени», пригласил группу «Аракс», которая и появилась в кадре. При этом в фильме звучит песня Андрея Макаревича «Солнечный остров».
Когда большая часть «Афони» была уже снята, финал еще утвержден не был. Данелии не нравилась мрачная концовка, в которой к главному герою подходил милиционер и просит предъявить документы. В паспорте вклеено фото улыбающегося молодого парня, а в жизни на милиционера смотрит мрачный человек с потухшим взглядом.
В итоге концовка оказалась другой: появляется Катя, которая говорит, что ей кто-то позвонил и ей показалось, что это Афоня. Критики писали, что финал вышел банальным, но счастливым, чего и ждал зритель.
Фильм «Афоня» стал лидером советского кинопроката в 1975 году, его посмотрели 65 миллионов зрителей.