Девочка из провинции: как снимали фильм «Карнавал» и почему все чуть не передрались из-за главной песни картины
ли
«Карнавал» не относится к полноценно новогодним фильмам, как та же «Ирония судьбы», однако на Новый год телеканалы все равно показывают эту трогательную картину о Нине Соломатиной, которая, как и многие девчонки, приехала из глухой провинции покорять Москву, и так ее и не покорила. И оттого кадры, где грустная Нина ходит по новогодней столице выглядят особенно печальными.
Выбор Татьяны Лиозновой, которая уже сняла «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» многим показался странным. Коллеги недоумевали: зачем Лиознова вцепилась в музыкальную комедию по сценарию Анны Родионовой «Карнавал», которая много лет лежала на полке никому не нужная.
Родионова написала этот сценарий быстро, за несколько дней. «Карнавал» опубликовали в журнале, появился желающий снять картину режиссер, но вмешался редсовет «Мосфильма» со своими правками. Когда Родионову попросили в сотый раз что-то поправить и убрать, она плюнула на мечту поставить фильм и забросила сценарий на полку.
Спустя три года «Карнавал» откопал кто-то из студентов ВГИКа. Лиознова сама попросила их найти что-то неизвестное и снять несколько сцен. История провинциалки Нины задела Лиознову за живое. Она вспомнила, как сама, отучившись во ВГИКе, долго сидела без работы и хваталась за любую работу. Это был 1949 год, работы для кинематографистов катастрофически не хватало, фильмов почти не выходило. Лиознову по распределению отправили на киностудию имени Горького, откуда ее уволили, якобы временно. Четыре долгих года Лиознова подрабатывала швеей, дворником и костюмером. Потому «Карнавал», по собственному признанию Лиозновой, был личной историей.
Лиознова, став соавтором сценария, превратила социальную драму в нечто вроде комедийного мюзикла. На роль Нины Соломатиной пригласили Ирину Муравьеву, которая уже работала с Лиозновой в ее картине «Мы, нижеподписавшиеся». Муравьева была в ужасе: в 32 года сыграть 16-летнюю школьницу? Но Лиознова возразила: это просто вопрос мастерства. И Муравьева сдалась: похудела, научилась танцевать и кататься на роликах, что давалось ей наиболее тяжело. Ролики были с двойными колесами, маневрировать на них было тяжело. Муравьева падала, разбивала колени, которые потом приходилось замазывать гримом. Компанию Муравьевой составили и другие коллеги из предыдущей работы: Клара Лучко и Юрий Яковлев, сыгравшие мачеху и отца Нины.
Провинциальный Оханск снимали неподалеку от Москвы, в Калуге, где все соответствовало режиссерскому замыслу: улочки с двухэтажными домами, железные колонки с водой, старинные церкви, и, главное, вокзал «Калуга-2», который на один день поменял название ради съемок. Но основные съемки проходили в Москве.
Работая над сценарием, Лиознова многое перекроила и добавила: например, сцены в цирке, грезы с песнями и телефоном и даже скороговорку «Кукушка кукушонку купила капюшон» с орехами во рту. Для персонажей были сшиты специальные костюмы, в том числе знаменитое красное платье для медведя, который в реальности был медведицей. В отличие от главной героини, медведица прекрасно каталась на роликовых коньках.
Главный хит картины «Позвони мне, позвони» стал причиной для ссор, и едва не привел к разрыву отношений Максима Дунаевского с Аллой Пугачевой. Лиознова нашла стихи в творчестве Роберта Рождественского, заказала музыку у Максима Дунаевского. Композитор – страшное дело – переписывал музыку шесть раз и нервно вздрагивал, когда при нем упоминали Муравьеву, Лиознову и этот проклятый «Карнавал». Песню Муравьева решила петь сама, но Лиознова не позволила: ей хотелось, чтобы главный хит картины исполнила профессиональная певица. Выбор пал на Жанну Рождественскую. Но когда картина пошла в прокат, Дунаевскому позвонила обиженная Пугачева и упрекнула, что это не дали сделать ей. Успокоить Пугачеву Дунаевскому не удалось, хотя он пытался доказать ей, что она давно уже не в том статусе, чтобы петь за кадром. «Такую песню – спела бы», — съязвила Пугачева.
Удивительно, но после выхода «Карнавала» Ирину Муравьеву пригласили на «Мелодию», где собирались выпустить пластинку с композициями из фильма. И в конечном итоге вся страна слушала песню в исполнении Муравьевой, а не Рождественской, но подмену мало кто заметил.
Финал «Карнавала» остался открытым, тогда это было в традиции кинематографа. Когда Муравьева выходила на сцену, было непонятно: грезы ли это мечтательницы Нины или же реальная судьба героини. Лиознова упрекала всех за эти вопросы: в начальных кадрах картины, рядом с портретом Пугачевой висела небольшая афиша с приглашением на спектакль мюзикл-холла, где в главной роли была заявлена Ирина Муравьева. Это объясняло все.
Больше всех на после съемок «Карнавала» пострадал Александр Абдулов. К нему постоянно подходили коллеги и взволнованно сообщали: его срочно просила позвонить Муравьева. Артист начинал метаться в поисках телефона, но потом понимал, что его разыграли. Песня «Позвони мне, позвони» звучала из каждого утюга.
Премьера «Карнавала» состоялась в феврале 1982 года. За год картину посмотрели более 30 млн человек. Ирину Муравьеву назвали актрисой года по версии журнала «Советский экран», а Татьяне Лиозновой комплименты наговорил Эльдар Рязанов, заявив, что завидует тому, как долго и громко смеются люди.