«Вmорой раз я mак не сыграю…» Как снuмалu «В бой uдуm однu сmарuкu»
В предыдущей статье я рассказывал о том, как появилась знаменитая песня «Смуглянка», которая позже будет звучать в фильме «В бой идут одни старики». Песня стала знаменитой, пройдя очень сложный путь согласований и убеждений, что смело можно сказать и о самом фильме. Мало кто знает, но данная картина вообще могла так и не появиться на экранах страны, потому как ее в довольно грубой форме категорически запрещали снимать. Все в один голос говорили о том, что этот фильм точно не про войну. Как, с таким отношением, его вообще удалось снять, а затем еще и показать на экранах? Более того, показывать по сей день…
Леонид Быков с самых юных лет мечтал о небе, хотел стать летчиком. Когда началась Великая Отечественная война, на фронт его не взяли, так как по возрасту не проходил. Ну и к тому же семья эвакуировалась далеко от линии фронта, то есть даже к партизанам не пойдешь. В 1943 году Быков все же решил изменить ситуацию и поступить в летное училище Горно-Алтайска. Но вся беда была в том, что лет ему было тогда всего 15-ть. Соответственно, ростом он не дотягивал, хотя и пришел поступать с документами на вполне себе совершеннолетнего гражданина, которые, само собой подделал. Обман раскрылся и его не приняли. Вторую попытку он предпринял уже находясь в Ленинграде. Попытка удалась, да вот только была одна незадача — поступил он в 1945 году, а спустя несколько месяцев училище расформировали.
Но Быков, в прямом смысле слова, «болел» небом, и уже став режиссером, мечтал снять не просто фильм о войне, а именно о летчиках. Так, в конце 1960-х в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким родился сценарий будущего «В бой идут одни старики». Фильм основан не на какой-то одной истории, хотя и существует настоящий прототип главного героя, а на многих рассказах ветеранов. То есть, все, что в нем показано, так или иначе реально происходило в годы войны.
Но, когда сценарий был написан, Быков вновь столкнулся с трудностями, как и ранее, при поступлении в училище. Руководство и цензоры, как говорится, «зарубили» сценарий. Ну что это за фильм такой о войне, в котором летчики, вместо того, чтобы воевать, все время поют? Это уже не серьезный военный фильм, а какой-то мюзикл! Примерно так они ему и ответили.
Что сделал Быков в данной ситуации? Он просто взял, и организовал себе своеобразное турне по городам и весям необъятной Родины. А выступал он везде с отрывками из сценария. Его выступления проходили «на ура», сделав этот своеобразный тур довольно популярным в народе. Деваться некуда, всенародная слава выше амбиций руководства, поэтому ему дали разрешение на экранизацию.
Съемки фильма начались в 1973 году. Так как фильм был про летчиков, то логично, что в кадре должны присутствовать самолеты. Ну а где их взять? Быков не растерялся и обратился напрямую к трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину, который тогда являлся председателем Центрального комитета ДОСААФ СССР. То есть, к самолетам у него был самый, что ни на есть, прямой доступ. Быков отправил ему сценарий, с которым тот ознакомился всего за один день. История летчиков, коим он сам являлся, настолько ему понравилась, что он дал Быкову для съемок не два-три, как тот просил, а целых пять самолетов. Четыре самолета были нашими Советскими Яками, а пятый — чешского производства. В фильме он играл роль немецкого «Мессершмитта». Был правда в фильме и еще один самолет — кукурузник, который удалось достать прямо из музея. Но он был еще на ходу.
С самолетами было сложнее всего, потому как их постоянно приходилось либо перекрашивать, либо рисовать на них другие номера. Все-таки в фильме должно быть показано много самолетов, а не всего пять, поэтому и экспериментировали как могли. Перед съемками самолеты раскрашивали гуашью, а когда ночью шел дождь, то следующим утром перекрашивали заново. Да и вообще гуашь плохо держалась, из-за чего придумали новый способ — добавлять в нее клей. Гуашь в таком случае держалась лучше, да вот только теперь с трудом смывалась, а самолеты необходимо было перекрашивать постоянно.
Кстати, помимо учебных Яков, которые в фильме представлены боевыми самолетами, был в съемках и еще один нюанс, который помог им смотреться более реалистично. Когда Быков просил пленку для фильма, то дали ему только черно-белую, вместо широкоформатной цветной. А в фильме планировали делать вставки из реальных сцен воздушного боя, времен Великой Отечественной войны. И вот как раз благодаря тому, что пленка была черно-белой, документальные кадры в фильм влились очень гармонично, сделав его максимально реалистичным.
Как я уже сказал выше, фильм основан не на одной конкретной истории, а сразу на нескольких. Что это были за истории? Во-первых, полк летчиков-музыкантов реально существовал в годы войны. Руководил этим полковым оркестром Советский ас Виталий Попков. Он был не просто классным музыкантом, но и отличным пилотом. Кстати, у него в годы войны тоже было свое прозвище в солдатском кругу — Маэстро.
Следующим моментом стоит отметить самолет героя режиссера Быкова в фильме. Как вы помните, его фюзеляж украшен нотами. Так вот, в годы войны такой самолет реально существовал. Летал на нем Василий Емельяненко. Дело в том, что до войны он закончил Московскую консерваторию, но, дальнейшей карьере музыканта не суждено было сбыться, началась война. Вот он, в память о гражданке, как раз и украсил свой самолет аналогичным способом.
Из-за того, что в 1974 году, когда фильм уже был готов к прокату, на экранах уже показывали «Калину красную» и «Невероятные приключения итальянцев в России», его сначала не хотели пускать на публику. Но, на всевозможных предпоказах и показах специальным комиссиям он имел просто отличные отзывы. Причем, не только от комиссии и случайных зрителей, но и от фронтовиков, что было решающим фактором. Фильм пустили на широкие экраны и чуть менее, чем за год, его посмотрели 44 миллиона зрителей. Это было невероятной цифрой для того времени.
Но знаете, что больше всего запоминается из этого фильма? Вот эта финальная сцена.
Финальная сцена, которую снимали у захоронения Зои и Маши. Маэстро и Макарыч сидят и рассуждают о том, что такое война. «Когда кончится война, мы вернемся сюда. Пройдем по этим местам… Кто остался в живых?» Макарыч во время этого диалога искренне плакал. И это было вовсе не нюансами сценария, это было его жизнью. Он, как бывший ветеран, прошел весь этот путь, и оказался среди тех, кто остался в живых. Он, как никто другой, прекрасно понимал, что такое вот такие холмики посреди полей, где теперь покоятся твои вчерашние однополчане. Во время съемок данной сцены ему стало плохо с сердцем. А вернувшись на съемочную площадку, спустя несколько дней, он наотрез отказался ее переснимать, настолько она была для него тяжелой. Так ее и оставили в первоначальном варианте. Именно поэтому «В бой идут одни старики» — максимально правдоподобный фильм о войне…