«17 мгновенuй весны»: uнmересные факmы о шедевре, коmорому уже 50 леm.
Ровно 50 лет назад, 11 августа 1973 года, на экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». И мгновенно стал сенсацией. Вся страна прильнула к телеэкранам и с замиранием сердца следила за жизнью советского разведчика-нелегала Максима Исаева, внедренного в центральный аппарат СД под именем штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица.
Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности, резко возрастало потребление электроэнергии и снижалось потребление воды — люди сидели у телевизоров. По разным оценкам, в дни премьеры фильм посмотрели около 70 миллионов человек, и через три месяца — чего раньше никогда не было — состоялся его повторный показ.
О культовом сериале, ставшем величайшим в истории отечественного кино, — в материале РЕН ТВ.
История создания фильма «Семнадцать мгновений весны»
Фильм был снят по одноименному роману Юлиана Семенова, автора цикла из 14 произведений о разведчике Максиме Исаеве. В конце 60-х годов писатель по распоряжению председателя КГБ Юрия Андропова получил задание — написать патриотическое произведение о подвигах советского шпиона.
Изначально Семенов продал сценарий «Семнадцати мгновений» студии «Ленфильм», однако режиссеру Татьяне Лиозновой удалось убедить автора передать его Киностудии имени Горького.
Действие военной драмы происходит во время Второй мировой войны незадолго до капитуляции Германии — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев внедряется в высшие эшелоны гитлеровской Германии под именем Макса Отто фон Штирлица, чтобы выяснить, кто из немецких руководителей ведет переговоры о «сепаратном мире» с США и Великобританией.
В основу сюжета легли реальные события Второй мировой войны — операция «Санрайз», во время которой власти Германии пытались заключить мир с западными союзниками СССР.
Как Лиознова выбирала актера на главную роль
Интересно, что «Семнадцать мгновений весны» снимался как рядовой сериал. Многие актеры параллельно работали на других площадках, поэтому собрать всех вместе было крайне сложно — снимать приходилось ночью.
Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а артисты на второстепенные роли назначались иногда за день до съемок (так произошло с Элеонорой Шашковой, которая сыграла жену Штирлица).
Выбор артиста на главную роль был непростой задачей для режиссера. Изначально было несколько претендентов. В качестве Штирлица рассматривались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Арчил Гомиашвили, будущий Остап Бендер.
Однако, в отличие от остальных, у Вячеслава Тихонова было одно преимущество, и оно заключалось в том, что на момент начала съемок он не был занят в других проектах и был готов отдать фильму целых три года. Помимо этого, его сдержанная манера игры как нельзя лучше подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже невозможно представить себе кого-то другого в этом образе.
«Роль Штирлица прославила бы любого актера, — была убеждена Лиознова даже спустя много лет после выхода фильма. — Все — сюжет, актеры — работали на одного героя, Штирлица. Во время съемок я Тихонову говорила: «Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!» Это было предопределено. Я придавала значение каждому взгляду актера — у Славы очень выразительные глаза».
Где проходили съемки фильма «Семнадцать мгновений весны»
Первые съемки фильма состоялись в ГДР. Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса в исполнении Льва Дурова. Однако выехать актеру за границу не удалось. Его подвело чувство юмора.
Во время отборочной комиссии, которая решала, достоин или нет Дуров чести выехать за рубеж, артист неудачно пошутил, отвечая на вопрос о том, как выглядит флаг СССР. Дуров сказал:
«Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер»…
В итоге убийство Клауса снимали в подмосковном лесу.
Вообще съемки «Семнадцати мгновений весны» проходили и за границей, и в разных городах Советского Союза. Авторам фильма по разным причинам приходилось менять локации.
Фото: © Улочка старой Риги (по которой гулял профессор Плейшнер в фильме «17 мгновений весны «)
Так, например, сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо оформили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и погибает в Риге.
Как появилась сцена встречи Штирлица с женой
Одним из самых запоминающихся и трогательных моментов в картине стала встреча Штирлица с женой в кафе «Слон». Изначально этой сцены в сценарии не было — она появилась благодаря Вячеславу Тихонову. Говорили, что идею ему подал легендарный советский разведчик-нелегал Конон Молодый, с которым артист дружил.
Однажды он рассказал, как ему устроили встречу с женой после многолетней разлуки. На съемках Тихонов вспомнил эту удивительную историю и поделился ею с Татьяной Лиозновой. После недолгой паузы Лиознова воскликнула: «Блеск, мы сделаем это!»
Предполагалось даже, что в кадре вместе с женой будет и сын Штирлица, который никогда не видел отца. Но в итоге Лиознова отказалась от этой идеи, усмотрев серьезный недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель «не заметит» женщину. А режиссер хотела сделать акцент на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния.
Элеонора Шашкова сыграла более 50 ролей в кино и на сцене, но в памяти зрителей она навсегда останется женой Штирлица. Узнавать на улицах Элеонору стали лет через пять после выхода фильма, когда актриса приблизилась к возрасту своей героини.
Фото: © Кадр из фильма «17 мгновений весны»
В день ее съемки у Тихонова был выходной. Играть без партнера у Шашковой не получалось — ей надо было видеть глаза «мужа». Внезапно на площадке появился Вячеслав Васильевич и сел у камеры — ему интересно было взглянуть на свою «жену». На следующий день снимали Штирлица.
«Без «жены» у меня ничего не получится», — сказал Тихонов.
Лиознова очень высоко ценила работу Элеоноры Шашковой и ее партнера, но не Тихонова, а Евгения Лазарева, сыгравшего советского разведчика, с которым героиня Шашковой входит в кафе и садится за столик. Потом Лазарев отходит к стойке.
«В этой картине есть две гениальных роли, за которые следовало бы дать отдельную премию. Обе сыграны без единого слова – это потруднее, чем сыграть Штирлица. Как у этого парня играет спина! Каждым кусочком, каждой порой он ощущает, что там делается», — вспоминала Татьяна Лиознова.
Во время съемок немой сцены Шашкова смотрела на Тихонова, а режиссер подсказывала ей, что сейчас играть: как ты соскучилась по нему, как тяжело вам жить друг без друга, как ты беспокоишься за него, как страдаешь без него.
Фото: © Кадр из фильма «17 мгновений весны»
Сцена свидания длится восемь минут (а непосредственно друг на друга Штирлиц и его жена смотрят пять с половиной) — по кинематографическим меркам нонсенс. Зрители назвали ее самой запоминающейся в фильме.
«Я понимал, что это должно быть безмолвное свидание, там должны говорить только глаза. Иначе эпизод просто не нужен. Главное — глаза, только они скажут больше, чем слова. Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову. А потом, когда ее уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал: «Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу с женой». То есть получился «обратный» процесс — не из литературы на экран, а наоборот», — вспоминал Тихонов.
Как появилось музыкальное сопровождение фильма
И специалисты, и зрители отмечали, что «Семнадцать мгновений весны» — это не хронология героических подвигов. Приключения являются лишь фоном. В центре внимания режиссера — человек, его душевные переживания, так созвучные бессмертным мелодиям Микаэла Таривердиева.
Музыкальные композиции «Песня о далекой Родине» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Всего авторы написали двенадцать песен — по одной на каждую серию, но в итоге в фильме звучат только две.
Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто. Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев (он был первым и эта запись сохранилась), Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. Какие-то кандидатуры не устраивали телевизионное начальство, какие-то не нравились Лиозновой. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне.
Однако режиссер потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Певец сделал то, о чем его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были готовы раньше, чем утвердили исполнителя.
Особенность роли Штирлица
Большую часть фильма Вячеславу Тихонову в роли штандартенфюрера СС приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность.
Однако Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считал роль Штирлица одной из сложнейших в фильме.
«Кроме анализа и сопоставления ничего нет!» — говорил Дуров, подчеркивая отсутствие возможностей хоть как-то раскрыть характер героя Тихонова.
У каждого героя в фильме есть свои «бзики» — именно так называла их Лиознова. То есть простые человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера.
Фото: © Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
«Это дает правду жизни», — объясняла режиссер.
У Штирлица такой «правды жизни» практически нет, потому что он человек «дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром». Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями мог только актер с «большим внутренним содержанием», говорил Дуров о Тихонове.
Рассказывают, что однажды Вячеслав Васильевич раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как известно, все методы хороши.
Кто был прототипом Штирлица
Есть легенда, что генсек Леонид Брежнев, посмотрев фильм, распорядился разыскать разведчика Исаева и вручить ему звезду Героя Советского Союза. Но найти этого человека было невозможно, ведь Штирлица никогда не существовало.
Яков Блюмкин
Сам автор эпопеи о знаменитом разведчике, Юлиан Семенов, говорил, что прототипами Штирлица являются несколько человек. По одной версии, это Яков Блюмкин — фигура почти легендарная. Участник мятежа левых эсеров и убийца германского посла Мирбаха, он был прощен советской властью и в дальнейшем работал разведчиком на Дальнем Востоке, в Персии и Китае.
В 1921 году ему поручили секретную операцию по расследованию хищений из Гохрана. Блюмкин под видом ювелира выявлял заграничные связи похитителей алмазов. Любопытно, что работал он под псевдонимом Исаев.
Роман Ким и «Товарищ Леонид»
Есть и другие версии. В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке хозяйничали японцы. Владивосток был центром международного шпионажа. Молодой советской республике необходимы были данные о положении белых и их союзников. Тогда в штабе неприятеля работал кореец Роман Ким. Вероятно, некоторые ранние повороты судьбы Максима Исаева были взяты из жизни Романа Николаевича, с которым Юлиан Семенов был знаком лично.
Однако в «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц описан как красавец-мужчина арийского типа внешности. Под это описание подходит один загадочный персонаж под псевдонимом «Леонид». О нем Семенову рассказал именно Ким. Никакие подробности об этом человеке известны не были — Роман Николаевич знал его только под псевдонимом.
Но поскольку основную информацию об этом таинственном разведчике Семенов получал именно от Кима, он и описал своего главного героя сквозь призму личности русского корейца.
Вилли Леман
Некоторые историки считают, что прототипом Штирлица мог быть гауптштурмфюрер СС Вилли Леман. Рабочий псевдоним — Брайтенбах. Он служил в отделе, отвечавшем за контрразведку в оборонной промышленности. Это было самое засекреченное направление в Третьем рейхе. Именно от Лемана в СССР узнали о германской ракетной программе и первых экспериментальных запусках ракет ФАУ Вернера фон Брауна.
Агент Люси
23 августа 1943 года завершилось грандиозное сражение на Курской дуге. За полтора месяца боев советскими войсками было уничтожено 1500 танков и 1700 самолетов. От этого разгрома нацистская Германия так и не оправилась.
Мало кто знает, что победа Красной армии под Курском была обеспечена еще в апреле 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции «Цитадель». Сам Гитлер увидел этот же план… только через три дня. Добыл эту информацию скромный издатель из Швейцарии Рудольф Ресслер, работавший под псевдонимом Люси. Ресслер так никому и не выдал своих агентов в германском штабе.
Ресслер не был убежденным коммунистом и работал исключительно за деньги. Люси торговал секретами для спецслужб Британии и США, а потом решил начать сотрудничать с СССР. По его словам, только Советский Союз был способен выиграть эту войну. Ресслер водил дружбу с большим количеством офицеров Третьего рейха, у него могли быть связи даже в штабе Гитлера — на него работало около двухсот агентов.
Хайнц Фельфе
Еще по одной версии прототипом Штирлица конца войны стал выдающийся разведчик, оберштурмфюрер СС Хайнц Фельфе, работавший под псевдонимом Пауль. Сотрудник Главного управления имперской безопасности, он был руководителем отдела по Швейцарии. Именно он докладывал Шелленбергу и в Москву о ходе переговоров.
Уже после войны Фельфе много лет работал на советскую разведку в спецслужбах ФРГ. О его ценности как агента говорит тот факт, что, когда Фельфе был разоблачен и арестован, Советский Союз согласился обменять его на два десятка задержанных западных шпионов.
Он поселился в пригороде Берлина и жил тихой частной жизнью. СМИ писали, что именно он был таинственным консультантом фильма «Семнадцать мгновений весны».
Ян Черняк
Возможно, прототипом Штирлица в культовом фильме был легендарный разведчик Ян Черняк, псевдоним — Джен. Он долгое время работал в разных странах, а в конце войны был резидентом в Германии.
Там он создал разведывательную сеть под названием «Крона», ее состав до сих пор засекречен. Специалисты по истории разведки предполагают, что в нее входили высшие чины рейха и актрисы Ольга Чехова и Марика Рекк — любимица фюрера, сыгравшая главную роль в фильме «Девушка моей мечты». В 1994 году Черняк был награжден звездой Героя Советского Союза.
Интересные факты о фильме «Семнадцать мгновений весны»
Роль шефа гестапо Мюллера принесла Леониду Броневому всесоюзную популярность, звание народного артиста и Государственную премию СССР. А пригласили его сыграть Гитлера: загримировали, сделали фотопробы — всем очень понравилось. Но воспротивилась жена Леонида Сергеевича:
«Только не Гитлер!!! В крайнем случае, соглашайся на Мюллера…»
Нервный тик, когда Мюллер в сложных ситуациях дергает головой, получился случайно. Броневому сшили тесный мундир, воротник резал ему шею и он, вертя головой, старался как-то приспособиться к неудобной одежде.
«Оставьте эту краску в самых нервных местах», — попросила режиссер. Так случайная находка стала ярким штрихом к характеру шефа гестапо.
На роль Гитлера пробовался и Леонид Куравлев — неудачно. Но Лиознова разглядела в артисте жесткого эсэсовца Айсмана. Куравлеву прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз и поставили задачу: чтобы он взглядом буквально прожигал своего партнера в кадре. Получился очень характерный персонаж.
Фото: © Кадр из фильма «17 мгновений весны»
Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт, нашла на съемках «Семнадцати мгновений весны»… мужа. Однажды Лиознова и Градова обедали в буфете. К ним подсел молодой человек. Татьяна Михайловна с озорством толкнула актрису в бок:
«Катька, смотри, какой красавчик, хватай его!»
Красавчиком оказался Андрей Миронов, снимавшийся в соседнем павильоне. Вскоре актеры поженились.
На кисти левой руки Вячеслава Тихонова с юности была татуировка с его именем — «Слава». Окончательно загримировать ее было невозможно и Тихонову-Штирлицу подыскали дублера. Им стал ассистент художника фильма Феликс Ростоцкий. Именно его руки можно видеть на всех крупных планах. Ростоцкий писал также телеграмму от имени профессора Плейшнера — у исполнявшего эту роль Евгения Евстигнеева оказался на редкость плохой почерк.
Эпизод с совещанием у Шелленберга, когда глава СД гневно отчитывает подчиненных, идет без слов. Но во время съемки какой-то текст произносить надо было. Работа затянулись далеко за полночь и после команды «Мотор!» игравший Шелленберга Олег Табаков тоном недовольного начальника произнес:
Фото: © Кадр из фильма «17 мгновений весны»
«Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трех ночи, пора уже этому положить конец!»
Лиознова опешила, статисты замерли, но после команды «Стоп!» хохотала вся съемочная группа.
Эсэсовские мундиры шили в генеральском ателье Минобороны, учитывая все мелочи: петлицы, крохотные значки. Несмотря на то, что фильм был черно-белым, необходимые детали позолотили, шнуры на аксельбантах сделали плетеными. На съемки в ГДР Штирлицу привезли 100 белых сорочек: стирать было негде и некому — костюмера не взяли из экономии.
Татьяна Лиознова не признавала актерских импровизаций. Но однажды уступила этому правилу. В сценарии встречи Штирлица с симпатичным псом на тихой берлинской улочке не было. Просто один из местных жителей выгуливал рядом со съемочной площадкой свою собаку. Неожиданно она подбежала к Тихонову и ткнулась ему в руку. Оператор не стал выключать камеру. А Вячеслав Васильевич собак обожал и начал импровизировать. Так получился один из самых трогательных эпизодов картины.
После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала их все до единого.
Крылатые фразы из фильма «17 мгновений весны»
- Самые счастливые люди на земле — те, которые могут вольно обращаться со временем, ничуть не опасаясь за последствия.
- Маленькая ложь рождает большое недоверие.
- Нас всех губит отсутствие дерзости в перспективном видении проблем.
- Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство. Важно, как войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора.
- Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост. В связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…
- Не падайте в обморок, но, по-моему, мы все под колпаком у Мюллера.
- Воистину: куришь американские сигареты — скажут, что продал Родину.
- Штирлиц, а вас я попрошу остаться! Еще на одну минуту…
- — Вы плохо выглядите. — Хорошо, что еще вообще живу.
- Сейчас меня занимает больше всего проблема, как можно при помощи физической химии приостановить процесс оглупления масс. Трудно стало работать. Столько развелось идиотов, говорящих правильные слова.
- Вы верите в обезьяну в человеке, а я — в Бога, который есть в каждом человеке.
- Я люблю молчунов. Если друг молчун — так это друг. Если враг — так это враг. Я уважаю их. У них есть чему поучиться.
- Он отлично понимал, что был на грани провала.
- Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы.
- Мюллер бессмертен, как бессмертен в этом мире сыск.
- Очень легко советовать другим — будь честным. А поодиночке каждый старается свою нечестность вывернуть честностью.
- Странное свойство моей физиономии: всем кажется, что меня только что где-то видели.
- Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика.
- Он спал глубоко и спокойно, но ровно через двадцать минут он проснется. Это тоже одна из привычек, выработанная годами.
- Из всех людей на планете я больше всех люблю стариков и детей.