Кuра Крейлuс-Пеmрова: «Я сmрашна как черm! Чmо поделаmь, я нuкогда не была красавuцей.
В мае этого года тихо и незаметно ушла из жизни актриса неповторимой индивидуальности Кира Крейлис-Петрова. Кира Александровна не обижалась, когда ее называли «последней комической старухой», наоборот, ей нравилось это. В одном из интервью в программе «Ты не поверишь!» на НТВ она с гордостью признавалась: «Я страшна как черт! Но что поделать, я никогда не была красавицей. Я комедийная актриса, я люблю смешить людей».
Кадр из фильма «Именины».
Кира Александровна Петрова родилась 1 июля 1931 года в Ленинграде. Она получила свое имя в честь Сергея Мироновича Кирова. Ее родителями были простые люди, далекие от мира искусства. Ребенком она пережила блокаду. Вместе с матерью Екатериной Николаевной и старшей сестрой Надеждой провела в осажденном городе 872 дня. Екатерине Николаевне предлагали эвакуироваться с детьми, но она отказалась: «Война не сегодня завтра кончится». Отец Александр Николаевич был на фронте.
Блокада по воспоминаниям Киры Александровны это не только постоянное, ежесекундное, раздирающее чувство голода, а еще и анестезия к чужому горю. Она дружила с соседскими детьми, Люсей и Колей. Их отец однажды собрал семейные карточки, враз отоварил, а дома разложил еду на столе и съел все до последней крошки на глазах жены и детей.
В музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Кира в центре.
Гибель этой семьи врезалась в память маленькой Киры яркими кадрами, будто из кинохроники. Их окна находились почти вровень с землей, девочка часто туда заглядывала.
Впавший в безумие отец сгорбился перед буржуйкой, собирал с одежды вшей. Он умер первым. Коля лежит у трупа матери, протягивая руки, как будто в мольбе о помощи. Люся стоит, прижавшись к оконному стеклу, и вдруг хватает и заталкивает в рот дохлую муху. Ее забрали в детский дом, выдали паек, но не уследили. Она съела все сразу и тут же умерла.
Блокадный Ленинград.
Екатерина Николаевна варила девочкам суп — коричневые засохшие куски жмыха, которые замачивали в соленой воде. Она помогала соседям и незнакомым людям. Жили они недалеко от Невского пятачка, который занимали наши войска. Военные, уходя в увольнительные, делились пайками, угощали.
«Во время блокады, я классе в третьем была, намазала сажей под носом нечто вроде маленьких усиков, причесалась под Гитлера и стала его изображать. И все стали хохотать и забыли про эти взрывы, из-за которых школа могла рухнуть на нас», — вспоминала актриса много лет спустя.
Кира с мамой.
Война закончилась, отец вернулся с фронта. Все надеялись, что после Победы наступит новая счастливая жизнь. Но на их семью продолжали сыпаться несчастья: родители развелись. Отец женился на молодой женщине. Маме пришлось нелегко.
Она работала секретарем-машинисткой — много читала, водила дочек по театрам, обеих отдала учиться музыке. С детства Кира играла на скрипке и любила смешить. Ее преподаватель, известный педагог Магда Ландау находила Киру очень талантливой и прочила большое музыкальное будущее. Окончив школу, Кира решила стать актрисой.
Кира и Надежда с Екатериной Николаевной.
Когда в Ленинград приехали из Школы-студии МХАТ набирать студентов Кира пришла на экзамены. Увидев огромное количество абитуриентов, Кира стушевалась — все девочки нарядные, а у нее из одежки одни заплатки. Она решила не позориться и потихоньку уйти. Но Леня Харитонов схватил Киру и буквально втолкнул в комнату, где заседала комиссия.
Все были уже уставшие, осоловевшие от августовской жары. Услышав, что девушка подготовила басню «Ворона и Лисица», преподаватели застонали: настолько она им осточертела. Это Киру разозлило. Она начала читать так, что все встряхнулись, а потом и захохотали. Ее приняли — единственную из девочек. Ректор Школы-студии Радомысленский даже телеграмму в Москву отправил: «Везу жемчужину смеха».
На ее курсе училась Галина Волчек, Игорь Кваша, Ирина Скобцева, мечтавший стать музыкантом Леонид Броневой, Анатолий Кузнецов, Людмила Иванова.
Кира поселилась в общежитии на Трифоновке. Училась увлеченно, но хулиганкой была отчаянной. Окончила Школу-студию с красным дипломом и вернулась в родной Ленинград.
Кира Петрова.
В Ленинграде режиссер Игорь Владимиров сказал вчерашней студентке без экивоков: «Приходи, деточка, лет через тридцать. Уверен, что ты станешь новой Корчагиной-Александровской. А пока для тебя ролей нет…»
Было обидно, и она решила написать письмо в дирекцию Сахалинского областного драматического театра. Получив положительный ответ, Кира стала собирать чемоданы.
Яков Крейлис.
За пару недель до ее отъезда раздался звонок в дверь. На пороге стоял высокий красавец. Брюки дудочками, рубашка в пальмах, темные очки — настоящий стиляга. Он спросил: «Вы актриса Кира Петрова, которая едет на Сахалин?» — «Да…» — «Давайте знакомиться: Яков Крейлис, выпускник Ленинградского театрального института, тоже поступил на работу в этот театр. Может, поедем вместе? Вдвоем веселее…»
Девушка пригласила его войти, усадила на диван. Они начали болтать о том о сем, и само собой получилось, что Яша рассказал ей всю свою жизнь. Крейлис был на три года старше Киры, родился в Риге в очень богатой семье. Его отцу принадлежало имение в Колберги, в шести часах езды от Риги. Жили шикарно: у дома были разбиты оранжереи, в парке разгуливали серны. Пиво, которое варили на заводе Крейлисов, славилось на всю Латвию. Причем глава семьи всего добился своим трудом.
Когда в Прибалтику пришла советская власть, старшие Яшины сестры учились в Англии. Потом они осели в Канаде и на родину уже не вернулись. Яков с братом попали в детский дом после смерти родителей.
Семья Крейлисов.
Окончив школу, Яков переехал в Ленинград к тетке, поступил в театральный институт на курс легендарного педагога Бориса Зона. И вот теперь им предстояло вместе отправиться на Сахалин.
Кира поняла, что за внешностью пижона скрывается родная душа. Пять суток в поезде пролетели незаметно, они влюбились друг в друга. На остановках выходили и танцевали вальс на перроне, удивляя окружающих. Кира всегда критично относилась к своей внешности, говоря, что «красы в ней — с гулькин нос…» Но была очень веселой, остроумной, харизматичной.
В Южно-Сахалинске выяснилось, что областной драматический театр только что уехал на гастроли по материку. Им было велено остановиться в гостинице, где они заняли единственный свободный номер. Наутро явился администратор, приказал: «Немедленно освободите помещение!»
Селиться вместе разрешалось только супругам. Находчивый Яша сказал администратору: «Мы практически муж и жена, осталась формальность — свадьба и день уже назначен!», смутив Киру. Но за версту было видно, что они влюблены, оттого в гостинице, а потом и в театре поверили, что Крейлис и Петрова — семейная пара.
Не прошло и месяца, как Яков написал письмо будущей теще: «Прошу руки вашей дочери… Кира сразу решила, что возьмет и фамилию Яши: ей нравилось, как она звучала, и мужу это будет приятно. Позже, питерский артист Рэм Лебедев, едва завидев Киру, начинал петь: «Что тебе сни-и-ится, крейсер «Петро-о-о-ова»…
Свадебное торжество прошло в домике, где останавливался Чехов, работая над книгой «Остров Сахалин». Пригласили всю труппу, накупили водки и закусок, местной селедки. Яков переживал, что так и не смог подарить Кире живые цветы. В финале праздника невеста своего суженого потеряла. Яков Яковлевич напился! Потом он горевал: «С каждым чокался, на каждый тост поднимал рюмку. Но боялся, что на такую прорву гостей может не хватить еды, потому и не закусывал». Больше пьяным мужа она никогда не видела.
На Сахалине Кира была занята во многих спектаклях, а вот у Якова с работой не складывалось. Если он волновался, сразу пробивался латышский акцент, оттого играть мог лишь роли иностранцев, а их было немного. Довольно быстро стало понятно, что Якову стоит задуматься о другой профессии. В бытовом плане жизнь на Сахалине оказалась тяжелой и малорадостной. Проработав там всего год, супруги решили, что пора возвращаться в Ленинград.
Когда они только поженились, вокруг недоумевали: почему красавец Яша выбрал Киру? Намекая на то, что она совсем не Джульетта. Сплетничали даже, что Крейлис женился из-за ленинградской прописки. Но прошло совсем немного времени, и никого их союз уже не удивлял, только радовал.
Поселились у мамы в пятнадцатиметровой комнатке. Яков устроился режиссером на телевидение. Кира продолжила обивать театральные пороги. Поступила в Малый драматический театр, но когда там сокращали труппу, режиссер заявил: «Ты у нас самая талантливая, быстро найдешь новое место». И ее уволили. Пришлось вертеться — она сочиняла юмористические монологи, читала их с эстрады.
Кира Крейлис-Петрова.
Наконец весной 1963 года ленинградский режиссер Зиновий Корогодский пообещал взять ее в свой легендарный ТЮЗ. Летом на курорте, где они с Яшей отдыхали, Кира поняла, что беременна. В ТЮЗе о беременности она никому не сказала. Гримерку Кира делила с Ириной Асмус, которую многие помнят как Ириску из телепередачи «АБВГДейка». В те годы ее мужем был прекрасный актер того же театра Александр Хочинский.
Поначалу беременность удавалось скрывать. Было неловко: все-таки недавно на работу устроилась. Стройная Ирочка, когда Кира только появилась в ТЮЗе, сказала: «Кира, у тебя такой живот! Это просто неприлично, с этим надо что-то делать. Знаю одно хорошее упражнение. Надо рассыпать по полу спички и поднимать по одной. Вот и рассосется…» Кира рассмеялась: «Да нет, у меня не рассосется!»
Беременность протекала тяжело, но к счастью супругов на свет родилась девочка, которую назвали Марией.
На торжественной регистрации дочки Марии.
Жили они скромно, достатка особого не было, но зато никогда не ругались и друг друга не упрекали. Просто садились и придумывали, как выйти из положения. Кира жила с идеальным мужчиной. Если пропадала в театре на бесконечных репетициях, часов в пять вечера Яков появлялся на проходной с кастрюлькой, завернутой в газету. Просил: «Передайте, пожалуйста, Кире Александровне в гримерную».
Помогали Яшины сестры, связь с которыми не прерывалась. Они часто писали, присылали из Канады посылки с одеждой. Дочь Маша окончила педагогический институт, преподавала французский язык в школе.
Кира Крейлис-Петрова.
За семнадцать лет в ТЮЗе Кира кого только не переиграла: и крокодилов, и нечисть всякую, даже пень однажды изображала. Но возраст неумолимо приближался к пятидесяти и Кира ощущала, что стала «старовата» для ТЮЗа.
В 1980 году Кира по приглашению худрука Театра имени Пушкина — сейчас Александринского — Игоря Горбачева перешла в «Александринку» , где отработала тридцать два года.
Кадр из фильма «Яма» (1990 год).
Когда Кира Александровна узнала, что Эльдар Рязанов собирается снимать фильм о солдате Иване Чонкине, то она послала Эльдару Александровичу фотографию, на которой была с мужем Яковом, маленьким внуком и собакой, огромным догом.
Кира Крейлис-Петрова с мужем и внуком.
В письме написала: мечтаю с вами работать, на фото я — крайняя справа. То ли он оценил юмор, то ли типаж подошел и ее вызвали на пробы. Рязанов сказал: «Улыбнитесь. У вас свои зубы?» — «Свои…» — «Очень плохо. У деревенских старух не бывает таких хороших зубов…» — » Если надо, я их выбью!» — смело ответила Кира.
Зубы ей покрасили. Но английский продюсер хотел, чтобы Чонкина играл Михаил Барышников, Рязанов настаивал на Владимире Стеклове. Фильма не случилось. Ее по-прежнему приглашали лишь на небольшие роли. Хотя картины были достойные: «Барабаниада», «Окно в Париж», «Яма»…
Она снималась в «Улицах разбитых фонарей», «Тайнах следствия», «Женской логике», много играла в фильмах Юрия Мамина. Ее комический типаж режиссер очень активно задействовал в своих комедиях.
Кира Крейлис-Петрова и Александр Михайлов.
Многие помнят ее тещу Горохова в фильме «Окно в Париж», роль в «Русских страшилках», мать Васеньки в комедии «Горько!», и смешную, старую индейку в юмореске «Санчо с ранчо». В фильме «Влюблен по собственному желанию» она сыграла мать Веры.
«Влюблен по собственному желанию» .
Поклонники ее таланта насладились ее игрой в «Китайской бабушке». Играла актриса в двух «Барабаниадах» у гениального Сергея Овчарова. В целом у нее почти сто киноролей. А еще Кира Александровна прекрасно озвучивала мультфильмы.
Кира Крейлис-Петрова.
Яков переписывался с сестрами. Все попытки съездить в Торонто повидаться с ними оканчивались плачевно. Раз за разом получал отказ, причем без объяснения причин. Полететь за океан стало возможным только с наступлением перестройки. Едва пришло приглашение, он заявил Кире: «Хоть убей, а без тебя не поеду!» — «Как? Вы же почти полвека не виделись! А я не смогу, у меня работа…»
Но Яков буквально силой заставил купить билеты, и они уехали. Родственники мужа их прекрасно встретили. Кира пробыла в Торонто всего пару недель, но очень хотела, чтобы Яков остался с сестрами, пожил за границей в свое удовольствие. Он тогда как раз лишился работы, время не подгоняло. А ей надо было возвращаться в театр. Латыши в Канаде жили коммуной, свадьбы и похороны проводили вместе — в специально отстроенном культурном центре.
Кира Крейлис-Петрова с мужем.
Якову Яковлевичу предложили его возглавить. Работа была всем на зависть, и муж уговаривал Киру переехать в Торонто, но она отказалась. Написала ему в письме, что нисколько не обидится, если он решит остаться в Канаде, поблагодарив за все проведенные вместе годы. Но муж не захотел оставаться без Киры и вернулся в Ленинград. Все вокруг изумлялись: времена тогда Россия переживала смутные, неспокойные, в магазинах было шаром покати.
Множество людей только и мечтали о загранице. Но только не Кира, она бы просто не смогла без любимой работы, в чужой стране. Она попробовала себя в роли сценариста, написав две пьесы: «Надоело бояться!» и «Под звуки оркестра». После выхода на пенсию с 2012 года работала телеведущей передачи «Прожиточный минимум».
Кадр из фильма «Подсудимый» (1985 год).
Когда Латвия стала независимой, то начала возвращать бывшим владельцам недвижимость, отобранную при советской власти. Им с Яковом пришло письмо: извольте получить наследство — имение своей семьи.
Кира Крейлис-Петрова.
Муж выписался из Питера, получил латвийское гражданство и уехал хозяйничать. На поверку наследство оказалось совсем не таким завидным, как на бумаге. Территория огромная, с озером, лесами, полями, но совершенно запущенная. Некогда пивной завод — при советской власти на нем выпускали конфеты — стоял в руинах.
Двухэтажный дом, в котором Яков Яковлевич родился, был поделен на коммуналки. Брата Артура уже не было в живых, сестры от своей доли отказались, ведь в противном случае им пришлось бы выплачивать неподъемные налоги. Якову, как репрессированному, налогов насчитали намного меньше. Лето теперь они, как правило, проводили в Колберги, наслаждаясь покоем и обществом друг друга. Муж уговаривал ее переехать жить в Латвию. Но Кира Александровна опять была категорически против, и отвечала мужу: «Я никуда не поеду. Я нигде не могу жить, кроме Ленинграда!»
Беда пришла внезапно. В 2002 году у Якова Яковлевича обнаружили опухоль. На операцию его сопровождала дочь Маша. Операция прошла удачно, муж собирался возвращаться из Латвии в Санкт-Петербург. Они постоянно созванивались, Яков уверял, что чувствует себя отлично — уже машину водит и даже снег во дворе чистит и скоро будет дома. Смерть мужа застала Киру Александровну на гастролях в Калуге, где она играла в спектакле «Свои люди — сочтемся».
Оказалось, что ему стало плохо с сердцем, он не смог открыть врачам дверь. Как она корила себя, что не была со своим любимым Яшей, с которым прожила в любви сорок пять лет, в тот момент!
Хоронили его в Латвии, в семейном склепе. В часовне на кладбище Яков лежал с таким выражением лица, какого никогда у него не было, он казался величественным и грозным. И Кира подумала, что он на нее очень сердит. У могильной оградки она спросила гробовщика: «А я здесь помещусь?»
Он смерил ее взглядом: «Не волнуйся, хозяйка, поместишься!» Кира Александровна попросила, чтобы на памятнике выгравировали ее имя, фамилию, год рождения. «Настанет черед, вторую дату дочка допишет», — решила она.
Кира Крейлис-Петрова с дочерью и внуками.
Она нашла в себе силы жить ради дочки Маши, ради внуков Алексея и Кати. Кира Александровна вспоминала, что однажды, внук Леша был еще маленьким, они ехали в метро. Мальчик вставил себе в курточку игрушечный кинжал и изображал «зарезанного». Хохотал весь вагон. Кира Александровна пыталась ругаться: » Что ты творишь?» Леша ответил: «Люди смеются! Мне приятно…»
И улыбнулся, совершенно счастливый. Кире тоже нравилось, когда вокруг хохочут, больше всего на свете она любила смешить. Эта актриса умела одним своим появлением в кадре вызвать улыбку зрителей.
Кира Крейлис-Петрова.
Последний раз актриса Крейлис-Петрова в кино сыграла в 2016 году, в возрасте 85 лет, снявшись сразу в двух картинах «Страна чудес» и «Непридуманная жизнь». В 2016 году у Киры Александровны была диагностирована опухоль головного мозга, она перенесла операцию, улучшившую ее состояние на несколько лет.
Всю жизнь она бережно хранила Яшины письма. На съемках или гастролях получала их почти ежедневно. Начинались они словно под копирку: первый день без тебя, второй день без тебя, третий…
Кира Александровна Крейлис-Петрова не дожила до 90-летия буквально полтора месяца и два месяца до появления на свет своего первого правнука. Много лет стоял их общий с мужем памятник, на котором была высечена и ее фамилия, и где оставалось только поставить дату ухода. И вот этот день наступил. 12 мая 2021 года ее не стало.
Более 30 лет она была одной из ведущих актрис Александринского театра, снималась в кино с 1957 года. Ей легко давались не только комедийные амплуа, но и сложные драматические, острохарактерные роли. Она была одной из тех, кто не представлял свою жизнь без сцены.
Кира Крейлис-Петрова с внуком.
О Кире Крейлис-Петровой вспоминает режиссер Геннадий Тростянецкий: «Наслаждением было репетировать с Кирой Петровой. Она же закончила Школу-студию МХАТ. Вы посмотрите, какой там был блистательный курс! Ее режиссером ведь был Корогодский. Он был тем, кто ее окрестил в актерское мастерство, о нем она всегда помнила. У нее была потрясающая душевная чистота. Она ведь очень много испытала в жизни, она много страдала. Но, при этом, сохранила невероятную непосредственность, которая подкупала всех. Три качества актера, которые определял Товстоногов, — чувство правды врожденное, способность встать вровень с идеей режиссера и способность импровизировать, были Кире доступны абсолютно! Как ребенок работала. Мгновенно могла переключаться с потрясающих комедийных отрывков на высокий драматизм. Она чувствовала контраст. Подхватывала все налету, оправдывала, в ней сочеталась и детская непосредственность и житейская мудрость. Эта новость меня просто ошеломила. Мы ее очень любили, любили как родного человека. У Киры безошибочное было чутье на людей. Быть в ее глазах человеком с негативным акцентом — это практически реально нести в себе этот негатив. Ее сердце не ошибалось. Этого я никогда не забуду. Это, конечно, счастье, что она столько прожила. Она как солнце, которое сияло-сияло… Но серая туча опустилась тебе внезапно прямо на голову. Вот что такое для меня — уход Киры…»