Эй, гражданuна! Ты mуда не ходu, mы сюда ходu. Васuлuй Алuбабаевuч. Горькая судьба u печальный фuнал.
— Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!
Эта фраза из комедии «Джентльмены удачи» произнесенная с удивительным восточным акцентом стала крылатой впрочем, как и еще десятки фраз, которыми «сыпал» Василий Алибабаевич на протяжении всего фильма.
Но кто же скрывался за образом восточного простачка и как сложилась судьба актера исполнившего эту роль? Давайте узнаем.
Раднэр Муратов родился в колыбели Октябрьской революции 21 октября 1928 года. Его отец-татарин по национальности, но имя Раднэр не имеет никакого отношения к национальным татарским именам. Оказывается, отец будущего актёра, убежденный ленинец и коммунист до мозга костей, был настолько уверен в наступлении светлого будущего, что назвал собственного сына «Радуйся новой эре», а сокращенно Раднэр.
в молодости
Повзрослев, актер Муратов не слишком любил свое имя, считая его неблагозвучным, режущим слух и предпочитал, когда его величали Радик.
В начале тридцатых, отца Раднэра перебросили на работу в Татарию, где и прошли детство и юность маленького актера. Здесь он закончил летное училище, но война завершилась и помахать крыльями над Берлином ему на удалось.
После войны Радик волей случая оказался в Москве и гуляя по шумным столичным улицам, обратил внимание на объявление о скором наборе во ВГИК. Ему вдруг нестерпимо захотелось учиться именно здесь, ведь кино в те годы, было наиглавнейшим из искусств.
Ровно в то время, ВГИК испытывал нехватку абитуриентов с национальных окраин страны Советов и Раднэра с его колоритной, восточной внешностью с радостью приняли в институт. И пусть с поступлением Радику повезло, но он сумел полностью оправдать оказанное ему доверие и с отличием окончил учебу.
У Радика оказалась очень интересная и даже выдающаяся семья. Отец видный управленец в тогдашней Татарии. Один из братьев Муратовых дослужился до генерала, второй, несмотря на то, что родился глухонемым, стал международным арбитром по шахматам.
Кадр из фильма «12 стульев»
Раднэр тоже серьезно увлекался шахматами и был кандидатом в мастера, но предпочел стать лицедеем, а не гроссмейстером.
Как же это не вяжется с тем образом, который он создавал на экране, ведь за его доброй, бесхитростной улыбкой, скрывался глубокий аналитический ум, без которого в шахматах делать нечего.
Свою актерскую карьеру он начал в Государственном театре киноактера и параллельно, чтобы подзаработать денег, снимался в массовках. В то время у режиссеров не было возможности нарисовать толпу на планшете и почти на каждый фильм приходилось искать десятки, а то и сотни статистов и массовиков, которым к тому же неплохо платили.
В начале карьеры Радику доставались настолько крошечные роли, что в большей части фильмов его не указывали в титрах, но даже с годами, он так и остался мастером эпизода, добродушной улыбки мелькнувшей среди толпы.
Красавица Изольда Извицкая
Личная жизнь Раднэра тоже состояла из эпизодов. Несколько лет он прожил в гражданском браке с актрисой Изольдой Извицкой, но актриса, которая в те годы купалась в лучах славы и была буквально на «разрыв» упорхнула к другому. Правда новые отношения счастья ей не принесли и окончились трагически.
Жена Елена Муратова
Затем Муратов познакомился с актрисой Еленой Довлатбековой вскоре они поженились, а в 1956 году у молодых родился сын Леонид, но даже рождение ребенка не смогло сохранить брак. Через несколько лет семейные узы рухнули под тяжестью быта и тайных страстей Раднэра.
С самого детства была у Радика одна черта характера отличавшая его от других. Он был невероятно азартным человеком, хоть и скрывал это за восточной, слегка плутоватой улыбкой.
Раднэр страстно любил книги и лошадей. Он не жалел денег, чтобы приобрести редкий фолиант, а на ипподроме за пару часов мог проиграться в пух и прах. Как и любой азартный человек, он не умел сказать своей страсти нет. Поговаривают, что именно это и сгубило брак артиста с Еленой Довлатбековой.
Ипподром
Муратов тяжело переживал разрыв с супругой и сыном, но так и не смог перебороть свою главную страсть.
Раднэр часто повторял: «Моя жизнь сплошное невезение» и даже считал что его сглазили, а тем временем игра на ипподроме все больше и больше засасывала его в свое болото. На актёра давила творческая нереализованность, развод с женой и постоянное безденежье. В конце 50-х, из-за отсутствия репертуара, закрыли Театр киноактера в котором работал Раднэр, а роли в кино большей частью ограничивались массовкой.
Муратов и Быков
Первую известность Муратову принесла роль солдата Таксирова в легендарной комедии «Максим Перепелица» с Леонидом Быковым в главной роли, и пусть роль была небольшая, но Муратова стали узнавать на улице и даже брать автографы. Затем было еще несколько крохотных ролей, которые помогали актёру сводить концы с концами.
В 60-х вновь открылся Театр киноактера, где для Муратова нашелся репертуар.
После развода с Довлатбековой Раднэр больше не связывал себя семейными узами. Увлечение скачками занимало все его свободное время. Как признавался сам Муратов, одному ему было спокойней и проще.
1971 год стал самым удачным в карьере артиста. Так, словно в бесконечном пасмурном небе вдруг блеснул лучик солнца.
Раднэра утвердили на роль Василия Алибабаевича в картину Александра Серого «Джентльмены удачи». Утвердили не без скрипа.
Изначально на эту роль режиссёр планировал взять Фрунзика Мкртчяна, но актёр посчитал фильм «пустым» и отказался сниматься. Муратов был утвержден на крохотную роль начальника тюрьмы, но неожиданно показал характер, и тоже отказался от съемок. Когда его спросили о причинах отказа, он ответил, что готов играть Василия Алибабевича взамен отказавшегося Мкртчяна.
После недолгих раздумий режиссёр решил дать шанс Раднэру и не пожалел об этом.
криминальный квартет
Успех картины был ошеломляющий. На Раднэра обрушилась слава, какой он не видел за всю свою жизнь, но актёра это не сильно радовало, а скорее наоборот. Он был мастером эпизодических ролей, за которые в то время платили хорошие деньги и его это вполне устраивало. Он не стремился к звездным вершинам, а научился довольствоваться малым. Главное, чтобы в жизни были его любимые книги и возможность делать ставки на бегах.
После этого всплеска популярности ему вновь стали предлагать одни лишь эпизоды. С 1971 по 1986 год он снялся в двух десятках ролей, но ни одна из них по популярности и рядом не стояла с Василием Алибабаевичем. Он все также жил один в небольшой, однокомнатной квартире, где из обстановки были только книги и раскладушка, а все свободные деньги спускал на скачках.
В 88 году Театр киноактёра закрылся окончательно, на Советский союз наползала черная тень Перестройки и кино вслед за театром стремительно покатилось в пропасть. Муратова перестали приглашать в фильмы. С 87 года он не снялся ни в одной картине, а из-за пагубного пристрастия к ставкам растерял всех друзей.
Последним светлым пятном в его жизни стало присвоение ему в 1986 году звания Заслуженного артиста РСФСР.
В «святые» девяностые Муратов жил очень скромно, если не сказать скудно. Маленькой пенсии не хватало даже на еду и зачастую ему приходилось питаться в столовых для бездомных. Иногда его приглашали на сборные концерты, но Радик стеснялся внимания толпы и старался оставаться в тени.
Частенько, когда ему не хватало денег на очередную ставку, он обращался к Георгию Вицину и тот никогда не отказывал, хотя и знал, что деньги ему вряд ли вернут.
В последние годы Муратов дожил до абсолютной бедности. Свои любимые книги, которые собирал всю жизнь, он продал за бесценок и проиграл на скачках. Когда раскладушка, на которой он спал последние годы вышла из стоя, он снял с петель дверь и приспособил ее под кровать, застелив старыми газетами.
Как-то, он проиграл на скачках свое пальто и целый месяц проходил в одном пиджаке, пока завсегдатаи ипподрома, которые уважали Василия Алибабаевича, не скинулись и в складчину не купили ему пуховик.
В начале двухтысячных актер перенес инсульт. У него стала прогрессировать болезнь Альцгеймера. Он стал забывать друзей, даты, и даже самые обычные слова. Речь его потеряла четкость, актер стал заговариваться.
Положение актёра усугублялось тем фактом, что он наотрез отказывался от помощи, даже когда в ней бесконечно нуждался.
«У меня все нормально, мне ничего не надо».
Сын Леонид с бывшей супругой Еленой не раз и не два пытались помочь Раднэру Зинятовичу. Устраивали его в дом ветеранов кинематографистов, помогали материально, но всегда наталкивались на отказ. Муратов не хотел принимать помощи даже от родных людей.
В последнее время здоровье актёра ухудшилось настолько, что он уходил из дома и уже не мог найти дорогу назад без посторонней помощи.
В октябре 2004 года патруль милиции подобрал на улице худого старика в поношенной рваной одежде . Старик вел себя неадекватно, и не отвечал даже на элементарные вопросы. Стражи порядка отправили непонятного «пассажира» в психиатрическую больницу и только там, персонал опознал в грязном, заросшем человеке известного актера. Муратова тут же перевели в 68 больницу, но он впал в кому, и как врачи не боролись за его жизнь в декабре 2004 года Раднэра Зинятовича не стало.
Похороны прошли тихо и без шума. Проститься с артистом пришли немногочисленные родные. Среди них не было ни поклонников, ни коллег по сцене.