«В бой идут одни «старики»» фильму 45 лет!
45 лет назад, в августе 1974 года, вышел на широкий экран художественный фильм «В бой идут одни „старики“» — военная драма о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. Режиссёр Леонид Быков.
Актер и режиссер Леонид Быков мечтал снять военную картину про летчиков, ведь он сам неоднократно поступал в летные училища, но в силу возраста смог это сделать только в 1945 году, правда после окончания войны училище расформировали, поэтому воевать не пришлось…
Капитан (здесь уже гвардии майор) Титаренко в исполнении Леонида Быкова
В том году фильм собрал 44 300 000 кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.
За погибших товарищей
Многочисленные фразы героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и пост-советского фольклора.
Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и «позывной» «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Так же появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя.
Сильный кадр — Что с тобой, Серёга?! А потом уже ближе к концу фильма: «Будем ЖИТЬ!!!»
Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков.
И как сказал Шекспир в девятнадцатом сонете… Гуляй, Вася!
Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.
Командир, я сел!
Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев.
Кузнечиков он ловит!…
Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова.
Ну, где мои 100 грамм за сбитый?!
«Визитной карточкой» фильма является песня «Смуглянка». Леонид Быков рассказывал Владимиру Талашко, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели «Смуглянку». «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать», — говорил Быков.
Младший лейтенант Щедронов «Смуглянка» (Сергей Подгорный)
Хотя Смуглянка — это довоенная песня… Написана она была ещё в 1940 году композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в составе сюиты посвященной событиям Гражданской войны, Григорию Котовскому и партизанской борьбе именно в тот период.
Но впервые исполнена она была в 1944 году и получила широкую известность именно тогда, поэтому все слушатели были уверены, что дело обстоит в Великую Отечественную и посвящена борьбе молдавских партизан против немецко-фашистских сил. Это обстоятельство как бы и отражено в фильме, что вот мол появилась новая песня, которую ещё никто не знает.
Не могЁм а мОгем!
Законченный сценарий фильма изначально был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте.
Ну, твой и орёл! Как буд-то всю жизнь полком командовал.
Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу»
Для Евгении Симоновой эта роль стала первой большой. А Рустам Сагдуллаев параллельно снимался ещё в одном фильме, где у него были длинные волосы, поэтому первую часть фильма он постоянно скрывал их под шлемофоном.
В трамвае, пожалуйста! Но не в бою!..
А Макарыч — натуральное отчество Алексея Макаровича Смирнова. Его, кстати, долго не хотел утверждать на роль худсовет — как же разгильдяя и тунеядца из комедийных фильмов и в герои войны!? Так он и есть ветеран и герой Великой Отечественной войны — доказывал Быков чиновникам.
Нет, подожди. Давай снова!
Но, больше всего убедили кадры прощания с погибшими товарищами (у памятника), которые были сняты на пробах к фильму. Смирнов настолько переживал, что действительно, именно его образ выбивает слезу в этом моменте у каждого зрителя. Кстати, Алексей Макарович наотрез отказался участвовать в повторных съемках этого момента, поскольку он вызвал у него очень большие несдерживаемые эмоции. Поэтому в фильм вставлен эпизод из проб к картине.
Вот закончится война… Приглашу сюда самый лучший симфонический оркестр…
Изначально Леонид Быков хотел снять фильм в цвете. Однако, просмотрев окончательный вариант, Леонид Быков сам решил, что в чёрно-белом варианте фильм получился более реалистичным.
На взлёте бить не будем!
Премьера же цветной версии фильма состоялась 9 мая 2009 года.
А вам какая версия больше нравится?