— Как же ты меня достала своей глупостью! — вспыхнула родственница. Бросай своего бедняка и выходи замуж за Вениамина!

— Что ты за упрямая такая? — сердилась тётушка. — Чего нос воротишь? Бросай своего неудачника и соглашайся выйти за Вениамина! Вот он — достойный выбор, с ним тебе ни в чём не придётся нуждаться. Опять противишься? Я ради кого стараюсь? Он от тебя без ума, готов хоть завтра свадьбу сыграть.
Семейные сборища у тёти Люды я терпеть не могла всей душой, но что поделать? Родня есть родня! Да и не какая-то там дальняя, а родная сестра мамы.
— Олечка, а может, соберёмся у тебя? — ласково пропела мне в трубку немолодая женщина. — У тебя же ещё четыре выходных дня после санатория остались, вот и проведём семейный вечерок!
Мне совершенно не хотелось принимать гостей. Я прекрасно знала, чем всё это закончится. Тётя Люда снова начнёт задевать маму, мама расстроится, а я взорвусь. Все наши семейные посиделки всегда одинаковы: конфликт, слёзы и нравоучения. А потом ещё и уборка после дорогих гостей… Чтобы избежать лишних нотаций, к встрече приходилось готовиться идеально, иначе рискуешь получить часовой поток морализаторства в геометрической прогрессии. Тётя Люда требовала к себе внимания, будто она королева.
Один горький опыт у меня уже был. Тётя напросилась в гости, обещала, что просто зайдёт вместе с мужем «проведать». Я даже сбегала в магазин: купила курицу-гриль, нарезала овощей. Думала, просто попьём чай и разойдёмся. Но нет — родственница тогда полчаса читала мне нотации.
— Ты же женщина, а у женщины всё должно быть красиво, — вещала она. — Как можно ставить на стол щербатую посуду? Ты нас совсем не уважаешь? Курица явно покупная, домашняя совсем другая. Мясо сухое, резиновое, будто башмак жуёшь. Сколько она на прилавке пролежала? Ты что, времени пожалела? Плита бы всё сделала за тебя! И почему ты до сих пор не запомнишь, что я томаты не ем? Они плохо влияют на желудок. Обидно даже как-то за такое пренебрежение семьёй.
Тётушкин голос вернул меня в реальность. Она что-то говорила, а я опять ушла в воспоминания.
— Тёть Люд, что вы сказали? — переспросила я.
— Всегда витаешь где-то, — раздражённо фыркнула она. — Я говорю, что семья должна общаться, держаться вместе. А что у нас? В лучшем случае пару раз в год видимся! Складывается ощущение, что ты и мама меня избегаете. Я вас чем-то обидела? Говори прямо!
— Нет, тёть Люд, просто… времени сейчас почти нет. Может, встретимся на нейтральной территории?
— Зачем? — возмутилась она. — Мы к тебе приедем.
— Ладно, хорошо, — обречённо согласилась я.
— А твой будет? — спросила она про Игоря.
— Если успеет с работы, то да. Тогда в пятницу, в пять вечера?
— Да, зайка, отлично! — пропела она таким сладким тоном, что я невольно поморщилась.
Игорь сидел напротив и наблюдал за моей реакцией. Когда я закончила разговор, он сочувственно посмотрел на меня:
— Гости?
Я кивнула. Он прекрасно знал, что отношения у меня с тётей и дядей непростые. Моя мама всю жизнь была обычной учительницей, а папа работал на заводе. А вот её сестра, тётя Люда, в свои сорок с хвостиком встретила владельца модного агентства, который сделал её своей протеже. Теперь она успешная бизнесвумен, владелица элитного салона красоты и даже сама подрабатывает моделью. Она считает себя элитой общества, а нас с мамой — пылью под её дизайнерскими туфлями.
Дядя тоже не простой человек: у него своё производство каркасной мебели, которое принесло ему немалые деньги. У них огромный коттедж в элитном посёлке, полный роз и гортензий, две дорогие машины, и они тратят за день больше, чем я за месяц.
А я? Я всего лишь бухгалтер в небольшой фирме, работаю с утра до вечера и живу от зарплаты до зарплаты.
— Боишься, что будут критиковать? — спросил Игорь.
— Чего бояться? Я знаю, что будут. Тётя только ради этого и приходит — чтобы снова меня унизить. Иногда кажется, что её цель в жизни — сделать так, чтобы я чувствовала себя ничтожеством. Или маму.
— Так зачем их зовёшь? — взял он меня за руку.
— Ну, формального повода для отказа нет. К тому же иногда она помогает мне деньгами…
— И это тоже становится поводом для очередной порции унижений, — закончил он за меня.
Мы с Игорем встречались уже полгода, но о браке пока не заговаривали. Хотя тётя Люда регулярно напоминала мне, что пора бы. Сама она вышла замуж в двадцать два за Петра Петровича, и у них родилось трое детей, которые сейчас все живут за границей. Старший сын работает айтишником в Нью-Йорке, средняя дочь открыла в Эмиратах бизнес по производству эко-посуды, а младшая вышла замуж за немца и обосновалась в Германии.
Тётя с дядей по сравнению с остальными нашими родственниками — словно инопланетяне. Они отдыхают только на престижных курортах, одеваются исключительно в брендовые вещи, стоимость которых может потягаться с ценой на крыло самолёта. Тётя помешана на одежде, украшениях и косметологии, панически боится стареть. А мой статус незамужней женщины без детей для неё — ещё одно подтверждение моей «ущербности».
Игорь вызвался помочь мне с подготовкой праздничного стола и решил остаться на семейное сборище. Мы закупили продукты по списку и с самого утра, пользуясь выходным, колдовали на кухне.
— Не клади майонез! — в ужасе округлила я глаза. — Размазывай по лавашу рикотту, она же низкокалорийная!
— Боже, твоя тётя снова на диете? — закатил глаза Игорь.
— Не снова, а постоянно. У неё талия пятьдесят восемь сантиметров. Как ты думаешь, она была бы такой худой, если бы ела майонез?
— Даже думать об этом не хочу, — признался он.
Мы рассмеялись. На этот раз я даже решилась на креветки в кокосовом молоке. Да, это дорого, но я искренне хотела угодить гостям. Морепродукты — слабость тёти Люды, которая, несмотря на свою вечную диету, их просто обожает.
— Девочка моя, — любила повторять тётя, — морепродукты невероятно полезны! Это чистый белок! Креветки, например, содержат массу минералов, которые укрепляют иммунитет и предотвращают болезни сердца. Они выводят холестерин, поддерживают гормональный баланс благодаря йоду, железу и фосфору. При этом почти нет калорий, усваиваются полностью. Именно поэтому я так хорошо выгляжу!
Если бы пришли мама с папой, я бы не стала заморачиваться: наварила бы пельменей, и все бы ели с удовольствием, не считая калории, а просто радуясь шумному семейному застолью. Но тётя Люда с дядей Петей — это совсем другая история. Их визит больше похож на приём королевской семьи!
На столе преобладали закуски: ветчина на шпажках, икра в тарталетках, рулетики из лаваша с лёгкими начинками. Горячее — индейка, фаршированная апельсинами. Из напитков — домашние соки и лимонады.
Ровно без пяти пять раздался звонок в дверь. Тётя Люда, как всегда на высоченных каблуках, распространяя облако дорогих нишевых духов (которые лично мне пахнут как старый комод), вошла в квартиру.
— А ты не переоденешься, душечка? — прищурилась она.
— Я уже переоделась. Это новое платье.
— Ситец, что ли? В духе Сергея Есенина и деревенского быта? — промурлыкала тётя.
— Это вискоза. Проходите!
Гости устроились за столом, Игорь тоже сел на табурет.
— Игореша, а ты не ездил с Олечкой в санаторий? — спросила тётя.
— Работал, но летом обязательно съездим в Сочи.
— В Сочи? — скривился дядя. — Что за мода отдыхать в России? Здесь же нет нормальных курортов. Европу не рассматриваете?
— Пока зарплата не позволяет, — добродушно улыбнулся Игорь.
Мы не стеснялись своих доходов. Да, у меня сорок тысяч, у Игоря — семьдесят. Но не всем же покупать по машине каждый месяц, правда? Мы обычные люди с обычным достатком.
— Ну да, ну да… А ты, Оля, куда ездила? В Ессентуки, кажется? — снова влез дядя Петя.
— Да, там было прекрасно! Зимой цветут розы, мы были на экскурсиях в Кисловодске и на Домбае. В парке полно ручных белок и синиц, которых можно кормить. И минеральная вода невероятно вкусная.
Тётя с дядей переглянулись с явным презрением и жалостью. Конечно, они-то, наверное, колесят по Мальдивам, а я вот довольствуюсь Лермонтовскими местами… И мне это очень нравится.
— Ох, бедная ты моя! Может, в следующий раз дать тебе денег, чтобы ты хоть в Египет съездила? — предложила тётя.
Игорь издал странный звук, смесь кашля и смеха.
— Тётя Люда, я действительно отлично отдохнула!
— Да-да, конечно, зайка! Давайте пробовать твои деликатесы! Это что, креветки?
— Специально для вас приготовила. Попробуйте грушу с голубым сыром.
— Это же слишком калорийно! Я такого не могу. А ты, Петя, бери! Тебе можно.
Несколько минут все ели молча. Тётя, оттопырив мизинец, отправляла в рот креветки — целых три штуки! Дядя увлечённо поглощал закуски на шпажках, а Игорь налегал на салат «Мимоза». Гости смотрели на него с явным осуждением.
— Заправлено майонезом, конечно? — кивнув на салат, спросила тётя.
Игорь пожал плечами и кивнул: — Я люблю! Оля вообще готовит потрясающе. Вот скоро женюсь, и буду возвращаться с работы к столу, полному разносолов от любимой женщины!
Я покраснела от такой похвалы, а дядя крякнул: — Тогда скоро в дверь не влезешь! Моя жена готовит только салаты, кальмары на пару и экзотические фрукты, названий которых я даже не знаю. Но зато здоровье отменное! Мне шестьдесят, а я скачу как молодой!
— Это здорово, что со здоровьем всё в порядке. И с женой вам повезло, — улыбнулась я.
— Это яйца с печенью трески? — тётя поморщилась. — Ужасно жирно! Зачем ты такое готовишь, Оля? Ты же знаешь, как я берегу фигуру.
— Если совсем чуть-чуть, даже вашей талии не повредит! — ответила я.
— Так, а куда вы с Игорем собираетесь летом? — снова поднял тему отпусков дядя.
— На море. В Сочи или Анапу, может быть. Пока не решили, — ответила я, положив себе щедрую порцию «Мимозы».
— Нужно бы тебе, зайка, обновить гардероб! — тётя снова взялась за свою любимую тему. — Одни платья из вискозы… Прости, но они выглядят дешево!
— Я одеваюсь так, как удобно и нравится мне, — спокойно ответила я.
На меня снова посмотрели с жалостью, явно вспомнив о моей скромной зарплате.
Ужин прошёл напряжённо. На нас с Игорем смотрели как на людей второго сорта. Тётя с дядей хвастались поездками в Италию, Польшу, Чехию. Рассказывали о роскошных отелях, украшениях и нарядах, которые купили там, о деликатесах, которые попробовали. Да, это был другой мир, в который я никогда не попаду. Но знаете что? Мне этого и не хотелось.
Мы с Игорем иногда переглядывались и едва сдерживали усмешки. Какие они забавные! Счастье ведь не измеряется деньгами, его нельзя исчислить количеством посещённых стран. Возможно, я просто человек с другими ценностями. Для меня важнее семья, дети, уютная квартира, где я буду жить с самыми близкими людьми.
Гости явно считали, что мой выбор мужчины тоже неудачен.
Позже тётя прямо сказала мне: — Нужно выбирать жениха с более толстым кошельком, Оля! А Игорь твой… простенький, как медное колечко. Будешь с ним считать копейки и ездить по дешёвым курортам. Разве это жизнь?
Но за столом она, к счастью, сдержалась и ничего подобного ему не сказала. Игорь был спокойным и рассудительным, но на такое точно бы ответил резко. Кому приятно слышать такие оценки?
Гости почти ничего не съели, зато всё тонко (и не очень) раскритиковали: голубой сыр — подделка, салат — слишком жирный, креветки — переваренные и резиновые, авокадо — недоспелый. Я решила не расстраиваться и больше не соглашаться на совместные посиделки.
— Снова сестрица наговорила гадостей? — спросила мама позже.
— Ей вообще ничего не нравится. Где я отдыхаю, как одеваюсь, за кого собираюсь замуж, — ответила я.
— Не обращай внимания, она всегда была такой! Высоконосая модель, бизнесвумен с короной на голове и бриллиантами в ушах! Лучше бы в голове что-то путное имелось. Пусть живёт, как хочет, и мы будем жить по-своему, — успокаивала меня мама.
А незадолго до нашего отпуска заботливая тётушка подкинула проблем.
Как-то раз тётя Люда позвонила и попросила срочно приехать. Я удивилась: обычно родственники не обращаются ко мне за помощью. Что я могу?
— Дело жизни и смерти, — говорила тётушка. — Приезжай скорее! За полчаса управишься.
Я вызвала такси и поехала. Засады я не ожидала. Но, как выяснилось, зря.
В роскошной гостиной её коттеджа в глубоком кресле сидел незнакомый мне седоватый мужчина. Он окинул меня оценивающим взглядом и довольно хмыкнул. Тётя Люда, грациозно поднявшись с дивана, подошла ко мне, обняла за плечи и легонько подтолкнула вперёд.
— Знакомься, зайка, — сказала она. — Это Вениамин Борисович, хороший друг моего мужа. Хочешь чаю? Составь нам компанию, поддержи светскую беседу.
Я не поняла, что происходит. Зачем этот Вениамин Борисович? Почему я должна поддерживать их беседу? Тётя Люда, не стесняясь меня, начала нахваливать меня этому мужчине:
— Знаешь, Веня, готовит моя племянница просто великолепно! Уверяю, таких блюд ты даже в ресторане с мишленовской звездой не попробуешь. Она любит порядок, её квартира всегда блестит! Я частенько заглядываю в гости, и ни разу она меня не разочаровала. Здоровье отличное, красавица.
— Да, действительно, — хмыкнул Вениамин Борисович и обратился ко мне: — Кем вы работаете?
— Бухгалтером, — честно ответила я.
— Прекрасно, — обрадовался он. — Толковый бухгалтер мне как раз нужен. Людочка, спасибо за приглашение! Пообщаемся позже. Очень рад был познакомиться с этим очаровательным созданием.
Вениамин Борисович вскочил, поцеловал мне руку и быстро вышел из гостиной. Дождавшись его ухода, я наконец задала давно назревший вопрос:
— Что вообще происходит? Зачем вы меня сюда вызвали? Какая помощь вам нужна?
— Не прикидывайся дурочкой, — нахмурилась тётушка. — Я только что познакомила тебя с прекрасным человеком, Веней! Он богат, это небо и земля по сравнению с твоим Игорьком! Благодаря ему ты увидишь весь мир, будешь отдыхать не в каком-то захолустном Сочи, а на лучших курортах! Веня ищет молодую, привлекательную, здоровую жену с мозгами. Ты идеально подходишь! Можешь не благодарить, я дам ему твой телефончик. Не будь дурой, не упускай свой шанс.
Терпение лопнуло. Я закричала на тётку:
— А я вас спрашивала? Говорила, что хочу замуж за богатого старика? Игорь меня полностью устраивает, я его ни на кого не променяю! Ни на курорты, ни на деньги! Тёть Люд, зачем вы меня унижаете? За кого вы меня принимаете?
— Я же помогаю тебе! — начала уговаривать меня тётушка. — Ты просто ещё не знаешь, что такое обеспеченная жизнь! Как только попробуешь, сразу забудешь про Игорька. Что он может тебе дать? Только зарплату! Всю жизнь будете считать копейки, а Веня обеспечит тебя, детей и внуков на всю жизнь!
Разговор не сложился, мы поссорились. Я категорично попросила её больше не устраивать подобных «спектаклей» и пригрозила прекратить общение. Тётушка лишь фыркнула и снова назвала меня дурой.
Летом мы с Игорем отправились в Сочи. Да, домик был не шикарным, но отдых удался! Мы валялись на пляже, купались в тёплом море, ели жареную кукурузу и арбузы. Тётя несколько раз звонила и сочувственно вздыхала:
— Зайка, как же мне тебя жаль! Ты достойна большего… Ну что ж, ты сама выбрала такую жизнь. Я пыталась помочь, но ты упёрлась. Как там хоть? Нормально питаетесь? Может, денег выслать? Скажи, я мигом сделаю перевод!
Нас всё устраивало. В последний день в Сочи Игорь сделал мне предложение, и я согласилась. Возвращались домой уже в статусе жениха и невесты, счастливые и загорелые.
— Олечка, ну что, когда соберёмся? Опять у тебя, или к нам на этот раз? — тут же позвонила тётушка.
— Тётя Люда, не обижайтесь, но у нас сейчас нет времени на приёмы гостей или визиты. Мы с Игорем скоро женимся, планируем ремонт и хотим завести ребёнка, — честно призналась я.
Я устала от её презрения, критики и жалости. Устала угождать и расстраиваться. Хотелось быть счастливой с любимым человеком. Да и после той выходки со сватовством я не могла её простить. Игорю я ничего не рассказывала, но теперь боялась, что тётя проболтается.
Я положила трубку, и Игорь подошёл, обнимая меня.
— Я тоже не хочу видеть эту царицу в нашем доме! Давай избавим себя от токсичных людей, даже если они родня, — сказал он.
Я согласно улыбнулась. И правда, зачем нам лишние люди? Счастье любит тишину. У каждого оно своё. Да, моё может показаться полунищим, как выражалась тётушка, но оно моё. Вернее, наше. Наше с Игорем.