Выжuвалu как моглu: 6 вредных uмпорmных продукmов, популярных в лuхuе 90-е
И как мы только выжили после гастрономического треша лихих 90-х?
В 90-е годы россияне, накушавшиеся вдоволь запретов и ограничений длившегося 70 лет советского строя, наивно радовались всей импортной продукции, которую только начали завозить в нашу страну, и зачастую не задумывались о качестве и безопасности этих товаров, считая что на Западе делают только самое лучшее.
Модная надпись на упаковке на иностранном языке и невысокая цена с учетом повальной бедности в те лихие времена в десятки раз повышала спрос на товар, чем с успехом пользовались и российские коммерсанты, выдававшие свой продукт за западный импорт.
В это время в Россию вместе с челноками хлынул поток продуктов питания и напитков невысокого качества, содержащих все возможные пищевые добавки, красители и усилители вкуса с индексом Е и минимум натуральных ингредиентов. В основном они продавались в коммерческих ларьках и кооперативных магазинах, в то время как полки оставшихся с советских времен гастрономов были полупустыми.
Продвижению этих сомнительных брендов способствовала и навязчивая телереклама, которая звучала отовсюду.
1. Маргарин Rama
Благодаря лившейся изо всех утюгов рекламе россияне считали этот дешевый растительный немецкий спред-маргарин, появившийся на российских прилавках с 1996 года, чуть ли не элитным сливочным маслом, щедро намазывая его на хлеб и добавляя в разные блюда.
Дело в том, что тогда натуральное сливочное масло было многим не по карману, и нежно-сладковатый спред выступал ему некой заменой. Кстати, среди отечественных маргаринов качество у него было неплохим. «Мама ела “Раму — ох, как жалко маму!» — вспоминается фольклор тех лет.
Использованные пластиковые баночки хозяйственные россияне приспосабливпли под рассаду для дачи.
2. Спирт Royal
Этот спирт крепостью 96% с красивой этикеткой с короной, продававшийся в России в 1992-1995 годах, завозили в нашу страну через Голландию и Польшу. Но в самой Европе никому не приходило в голову его пить — это была техническая жидкость для протирки оптики или розжига костра.
Литровая бутыль «Рояля» стоила примерно в 3 раза дешевле, чем поллитра легальной российской водки, благодаря чему он поистине народным напитком начала 90-х.
Его от беденежья пили и студенты, и профессоры, разбавляя Yupi, чтобы отбить противный вкус. Приглашение сообразить на троих в ту эпоху звучало как «сыграем на рояле».
Однако сколько россиян отравили печень его сивушными маслами, статистика умалчивает.
3. Куриные «ножки Буша»
Так в народе прозвали мороженые куриные окорочка, которые США поставляли России в начале 90-х годов в рамках гуманитарной помощи. Соглашение о поставках подписал Горбачев с Бушем — старшим, поэтому за дешевым и доступным товаром и закрепилось прозвище «ножки Буша».
Несмотря на то, что американцы пичкали кур антибиотиками, а окорочка обильно обеззараживали хлором, из одной такой смержщейся ножки россияне 90-х варили суп на всю семью, в отличие от тощих советских кур с остатками перьев.
4. Кубики Knorr, Galina Blanca и Maggi
Когда на курицу денег не хватало, на помощь приходили бульонные кубики из крахмала, растительных жиров, имитаторов вкуса, ароматизаторов и соли, которые добавляли не только в супы, но и жаркое. Их активно реламировали по ТВ: «Кнорр — вкусен и скор», «Галина Балка буль-буль», преподнося как как тайную основу фамильных рецептов.
Постоянное употребление таких бульонов приводило к проблемам с ЖКТ, а никакой курицы и тем более говядины в кубиках не было.
5. Жвачки Love is, Turbo, Bombibom
Все помнят трогательные вкладыши жвачек Love is с комиксами, откуда постсоветские школьники черпали первую мудрость про любовь и семейную жизнь в стиле «Любовь — это дать ей свою машину, хоть она не застрахована». Эти комиксы рисовал британец, который даже не догадывался, что турки тайком печатают их на вкладышах.
А вот микс из 2 вкусов разных фруктов у турецкой резинки был явно кислотным и химическим, и пропадал уже через 5 минут жевания.
Не менее турецкие Turbo и Bombibom мальчишки также любили покупать в основном из-за вкладышей с гоночными и люксовыми машинами, хотя на вкус жвачки были довольно жесткими. Про химические ароматизаторы дыни, банана, шоколада и др., явно не идентичные по полезности натуральным, можно даже не говорить.
6. Растворимые напитки Invite, Yuko, Zupi
Создателем легендарного Invite стал российский коммерсант Сергей Выходцев. Просто добавь воды — и растворимый порошок из пакетика 15 грамм превращался в целых 2 литра сладкого, но не особо полезного напитка самых ращных цветов и вкусов, который стал неизменным спутником школьных и студенческих вечеринок 90-х.
В его основе был сахар, сдобренный различными красителями, стабилизаторами, эмульгаторами, антиокислителями и пеногасителями. Некоторые просто сыпали порошок на язык и наслаждались тем, как он стреляет во рту.
Yupi, который был «праздник и радость для всех», привозили из Чили и состав его был примерно схож с Инвайтом. Zuko стоил подороже и считался растворимым соком с мякотью, из которого выпаривали воду. Из пакетика 25 грамм получался только литр «сока», который имел более насыщенный вкус и экзотические ароматы маракуйи или папайи.