Наша любuмая кuнобабушка u любuмая ученuца Е. Вахmангова
«Варвара краса — длинная коса». Степанида
Наверно не было такого советского зрителя, кто не знал бы эту актрису. Разве возможно забыть слепую старушку, которую в сказке «Морозко» Иванушка, обернувшийся медведем, нёс через лес на спине к ней домой.. Было в ней нечто настоящее, народное. Кажется, что и впрямь вышла она из деревенской избы, да только слезла с печи…
А её нянька Степанида в «Варваре красе — длинной косе». Какой трогательный образ. Каждый раз когда она рассказывает о женихе своём Васильке, сердце сжимается и рыдать хочется. Так нежно и чувственно актриса сыграла этот эпизод.
Не менее впечатляющ её образ бабы Насти в «Золотых рогах». Говор народный, с шутками, да прибаутками, запевками, да припевками…
Старушка слепая. «Морозко»
Бабка Настя. «Золотые рога»
И казалось всегда, что эта бабушка появилась из недр народных, и никакая она не актриса. И мало кто даже в те далёкие 60-е годы знал, что актриса Варвара Александровна Попова была непросто актрисой, а была любимой ученицей Евгения Вахтангова, стояла у истоков театра, который теперь носит его имя. Мало кто знал, что она была настоящей звездой 20-х годов.
Её театральные роли и роли в немом кино сделали её известной. Главная роль Маруси в немом фильме Л. Оболенского «Кирпичики». Роль Кати Сушковой в известном фильме Я. Протазанова «Его призыв» 1925 года. А еще была Мотя в «Случае на мельнице», Варя Глазкова в фильме «Жена» в 1927 году. А после того как она сыграла Луизу в пьесе Шиллера «Коварство и любовь» о ней заговорила вся Москва.
В.А. Попова. 1920-е годы
В.А. Попова в начале 30-х годов.
Впрочем после её слава и известность стали сходить на нет. Она состояла в труппе театра им. Е. Вахтангова с 1921 по 1956 годы, но ролей было мало.
Остались известны лишь некоторые её роли. Санька в «Интервенции» Л. Славина, Маша в «Дороге цветов» В.П. Катаева, Нинка в «Аристократах» Н.Ф. Погодина. А в 50-х года она была задействована вообще только в одном спектакле по С.Я. Маршаку, где она играла Горе — злосчастье.
В личном деле театра у Варвары Александровны было написано: «Находится в условиях не очень благоприятных для роста, но все же делает успехи».
Она не умела интриговать, бороться и извлекать выгоду. Многие называли её неудачницей. Хоть она и была со всеми стариками-вахтанговцами на «ты», с Р. Симоновым, Ц. Мансуровой, Б. Захавой. Никаких титулов и званий она так и не получила. Хотя при этом добавляла, что «Любимая ученица Вахтангова — это выше любых титулов и наград».
Не мирилась она с тем, что не так. Что против её души и сердца вставало. И вот когда был конфликт с Б. Захавой в 1956 году, и она его чуть ли не единственная поддержала, она просто тихо ушла из любимого театра. И никогда больше не переступала его порог, хотя прожила еще после этого больше тридцати лет.
«Конец света». Агафья . 1962 г.
И вот в начале 60-х годов открылась её другая кинематографическая жизнь. Как-то даже неожиданно для неё самой. Позвал её режиссёр Б. Бунеев на роль бабки Агафьи в свой фильм «Конец света». И после этого пошли её наперебой приглашать многие режиссёры. В итоге за 10 лет с 1962 по 1972 годы Варвара Александровна снялась в 20 кинокартинах.
Для режиссёра А. Салтыкова, Варвара Попова вообще стала талисманом. Он сам так её называл. В «Председателе» её старуха Самохина родила просто истинно народный образ деревенской кликуши. Она так лихо подначивает главного героя, пересыпает всякими народными сказами и прибаутками, что вообще нет ощущения, что она не из деревни. В «Бабьем царстве» у Салтыкова она сыграла очень характерную роль Комарихи, а в «Директоре» мать главного героя.
Старуха Самохина. «Председатель»
Комариха. «Бабье царство». Слева — С. Жгун.
А как хорош её образ старухи-рыбачки Мелитонихи в фильме «Приезжайте на Байкал». Как она так трогательно говорит журналисту: «А ведь милок скоро с комбината отрава потечет. Омуль рыбка-то нежная, такого не потерпит. Вот и получится — рядом с Байкалом живешь, а селёдку мурманскую будешь есть».
А как органична до дрожи актриса была в экранизациях классики. Роль в «Выстреле» по Пушкину, и роль в «Братьях Карамазовых». Кстати о Пушкине. Вот кто бы мог сыграть няню Пушкина Арину Родионовну. Жаль не случилось.
Матрена. «Братья Карамазовы»
Кирилловна. «Выстрел»
Впрочем как неожиданно Варвара Александровна Попова ворвалась в наш кинематограф в 60-е годы, также неожиданно из него и исчезла. После фильма «Сибирячка», снятого в 1972 году её в кино больше не увидели.
А ведь умерла она в почтенном возрасте, около 90 лет в 1988 году. Как она жила все эти годы, чем занималась, с кем общалась – неизвестно. Равно как неизвестно, — были ли у неё мужья, дети, и вообще какие-либо родственники.
Очень загадочная биография. Очень непростая, но чистая линия судьбы.
А могли быть ведь ещё и ещё роли. Могла бы нам еще радость быть от таких милых и родных образов. Но спасибо судьбе и за такой маленький бриллиантик, что актриса Варвара Попова оставила нам на память.