Посмоmрел «Тuхuй Дон». В чем был главный прокол «генuального» режuссера Герасuмова
Многие деятели советского кино с годами утрачивали как талант, так и хватку. Вот например Гайдай. Большинство читателей на Дзен нещадно критикуют его поздние работы — «Частного детектива», «На Дерибасовской» и «Опасно для жизни». Более того. Я считаю «Спортлото-82» последним великим фильмом мэтра, а вы и это кино не любите. А Эльдар Рязанов? После «Служебного романа» — «Старые клячи» и «Тихие омуты». Даже поздние фильмы так любимого мной Алексея Балабанова — «Морфий», «Кочегар» и «Я тоже хочу» сильно уступают как «Братьям», так и «Жмуркам». А теперь переходим к режиссеру Герасимову и его «Тихому Дону», который мне так отчаянно рекомендовали посмотреть подписчики канала.
Иными словами, на основании того, что режиссер Герасимов снял «Тихий Дон», читатели делают вывод, что Сергей Аполлинариевич был гением.
Спору нет — «Тихий Дон» хорош. Возможно, в десятку лучших советских фильмов его включить нельзя, но уж в первые пятьдесят — точно можно. Вспомним занимательный факт. Вы в курсе, что множество людей, в том числе литературоведов, сомневались в том, что автор «Тихого Дона» — Михаил Шолохов? А знаете, почему? Да потому что мало кто верил, что молодой 24-летний начинающий писатель, за плечами которого не были ни «Анны Карениной», ни «Братьев Карамазовых», сумел создать настолько великое произведение. За него, между прочим, потом присудили Нобелевскую премию. Иначе говоря, даже современникам был понятен масштаб и величие шолоховской эпопеи. Теперь давайте зададим риторический вопрос. Позволили бы в СССР в 1958 году снять дрянную экранизацию такой важной и масштабной книги?
Конечно же НЕТ.
90% заслуги в успехе «Тихого Дона» это текст Шолохова и гениальные советские актеры. Тогда была школа, качество! Умели снимать! И Герасимову просто не позволили бы слепить из фильма что-нибудь никчемное. Это уже позже, в 90-е например, можно было экранизировать «Бесы» так, что ничего не понятно. Появление подобного «чуда» в 50-е было абсолютно исключено. Добавлю, что Шолохов также остался не очень доволен экранизацией. И в «Тихом Доне» местами все-таки проскальзывают отдельные штрихи, которые потом пышным цветом расцвели в «У озера» и «Журналисте». Несколько нелогичные движения камеры. Некоторая созерцательность, манерность. Обилие мелькающих на экране персонажей с похожей внешностью. Приходилось постоянно сверяться с интернетом, чтобы разобраться, кто кого там в фильме играет и кто чей родственник. При просмотре «Анны Карениной», например, подобных проблем не возникало. Уверен, подлинный гений Ростоцкий снял бы «Тихий Дон» совершенно по-другому. А у Бориса Дурова вышло бы еще круче! Жаль, что Борису Валентиновичу тогда был всего 21 год. Тем не менее, кино про Григория Мелехова всё равно получилось великолепным. В ближайшее время мы с вами начнем развинчивать этот фильм по винтикам. Если, конечно, Тихий Дон окажется на Дзен так же популярен, как «Не могу сказать прощай» или, например, «Место встречи изменить нельзя».
Сняв замечательный «Тихий Дон» и получив всенародный успех, Сергей Герасимов решил, что это только его персональная заслуга. Это и стало крупнейшим проколом «гениального» режиссера. Он не понимал, что одно дело снимать «Тихий Дон» по нобелевскому роману и совершенно другое — историю порочной связи школьницы и 45-летнего потертого женатого мужика на фоне дымящих труб целлюлозного комбината по собственному сценарию. В том-то и различие, что первое легко. Герасимову просто не дали бы провалиться. После выхода на экраны «Тихого Дона», Сергей Аполлинариевич получил возможность творить, и на выходе сразу же оказалась нудная тоска. Сколько раз вы смотрели «У озера»? А сколько «Служебный роман»? А сколько… «Тихий Дон»?
Вот мы с вами навскидку вспомним сразу шесть великих фильмов Гайдая, которые можно считать вершиной его творчества. Это «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич» и «Не может быть». А вы мне назовите хотя бы один фильм Герасимова, по уровню не уступающий «Тихому Дону»? Который, к тому же не совсем Герасимова, а скорее Шолохова — Герасимова.