17.12.2023
848 просмотров

Как мы в СССР ездuлu «на карmошку» школьнuкu, сmуденmы, uнженеры? И как мы mам выжuвалu. Фоmорепорmаж с носmальгuей

Посадка растений и сбор урожая знакомы каждому, кто хоть немного знаком с деревней. Труд тяжелый и не всегда оправданный, неумолимо сопровождает нас и сегодня. Отличие лишь в том, что огромная часть населения нашей страны – люди исключительно городские, на знающие сельхоз. работ. Казалось бы, так жили всегда, ан нет. Старшее поколение уж точно вспомнит ежегодные выезды «на картошку» в свои школьные, студенческие времена…

 Посадка растений и сбор урожая знакомы каждому, кто хоть немного знаком с деревней. Труд тяжелый и не всегда оправданный, неумолимо сопровождает нас и сегодня.

Явление, связанное с работой, притом имеющее характер добровольно-принудительный, все же оставило светлые воспоминания о тех годах. Неожиданные знакомства, друзья, первая любовь, уютные посиделки – это то, что заставляло забыть о непростой работе. Такие выезды обычно проводились именно для сбора урожая. При этом не важно, что именно собирали – выезды для сбора свеклы, моркови ли или капусты, все равно называли «на картошку».

 Посадка растений и сбор урожая знакомы каждому, кто хоть немного знаком с деревней. Труд тяжелый и не всегда оправданный, неумолимо сопровождает нас и сегодня.-2

Из мемуарного рассказа Константина Ерофеевича Гапоненко, мы можем узнать о том, как на картошку ездили в Сахалинской области, в небольшой школе села Пятиречье. Он, как и другие, был школьником, студентом, и ездил на картошку в их роли. Затем, став учителем, а затем и директором школы, он уже сам возил учеников собирать урожай. Спустя годы он описывает свой опыт, и, конечно, в его рассказе эта линия не была ключевой, однако это как раз то, что нам интересно – та повседневная жизнь людей, которая сегодня кажется нам удивительно далекой.

Константин Ерофеевич с учениками.

Он вспоминает выезды на картошку с радостью, воодушевлением, начиная повествование с громкого «ура!». Первой радостью учеников, замечает он, была отмена уроков на время поездки, а остальное – приятный бонус. Гапоненко вспоминает, как пытался добиться от директора совхоза выделения участка поближе, чтобы можно было привлечь больше учеников, а тот все тянул и тянул, в связи с чем им пришлось выезжать на неудобный для себя участок в двенадцати километрах от школы.

 Посадка растений и сбор урожая знакомы каждому, кто хоть немного знаком с деревней. Труд тяжелый и не всегда оправданный, неумолимо сопровождает нас и сегодня.-4

Вспоминает он и о том, что сбор урожая начинали не с раннего утра – резкий климат, утренние заморозки, не позволяли. Каждое утро они проводили один урок и затем ехали на участок. Работали ученики начиная с пятого класса. На самых старших, восьмиклассников, приходилась основная работа; выполняя свою норму, они помогали младшим. Тем же, кто не успевал совсем, помогали учителя, классные руководители.

После сбора урожая, вспоминает Константин Ерофеевич, в ожидании автобусов, они всегда успевали испечь в золе ведра два картошки, для перекуса. Рассаживались кучками, делились друг с дружкой куском сала, яйцом, хлебом… Кто-то привозил с собой пирожки, помидоры, малосольные огурцы. Звучит очень уютно и добро. Такая поездка сближает. Здесь меньше дисциплины, нет уроков, свобода…

 Посадка растений и сбор урожая знакомы каждому, кто хоть немного знаком с деревней. Труд тяжелый и не всегда оправданный, неумолимо сопровождает нас и сегодня.-5

В России такая практика была отменена в начале девяностых годов, однако кое-где, неофициально, в качестве ритуала, встречается и сегодня.


Оставь комментарий

Рекомендуем